Декорированные изображения и "алтайский" стиль в наскальном искусстве Минусинской котловины в скифскую эпоху

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением декорированных петроглифов Минусинской котловины, т. е. выполненных контурно, с заполнением корпусов различными декоративными элементами (рис. 1-3). на примере наскальных изображений скифской эпохи анализируются отдельные приемы декорирования фигур. рассматривается вопрос о правомерности сложившихся представлений о влиянии так называемого «алтайского» стиля на наскальное искусство этого региона. Суть этих представлений сводится к тому, что под влиянием пазырыкского искусства начиная с V в. до н. э. в наскальное искусство Минусинской котловины начинают широко внедряться приемы украшения фигур спиралями, завитками и т. д. в статье дан анализ признаков «алтайского» стиля, проявляющегося в петроглифах, проводятся параллели между сюжетами и персонажами наскального искусства Минусинской котловины и Алтая и делается вывод о том, что совпадения минимальны, кроме того, нередко «алтайские» темы проявляются на скалах Енисея намного позднее. отдельные же элементы, присущие декоративно-прикладному искусству пазырыкского Алтая, в петроглифах существовали намного раньше и были присущи наскальному искусству широких территорий. Ставятся вопросы о серии рисунков, выполненных в «декоративном» стиле («оглахтинские» кони). Автор приходит к заключению, что, несмотря на имеющиеся соответствия с предметами декоративно-прикладного искусства, на аналогиях с которыми базируются хронологические и семантические построения, наскальные изображения имеют свою специфику и свои законы развития. в связи с происходящим в последние годы расширением источниковой базы, открытием новых сюжетов и персонажей в наскальном искусстве Алтая, Тувы, Монголии, Казахстана возможен пересмотр существующей хронологии многих стилистических групп наскальных изображений.

Еще

Наскальное искусство, минусинская котловина, скифо-сибирский звериный стиль, декорированные изображения, "декоративный" стиль, "алтайский" ("пазырыкский") стиль

Короткий адрес: https://sciup.org/143163750

IDR: 143163750

Список литературы Декорированные изображения и "алтайский" стиль в наскальном искусстве Минусинской котловины в скифскую эпоху

  • Акишев К., 1978. Курган Иссык: Искусство саков Казахстана. М.: Наука. 131 с.
  • Байпаков К. М., Марьяшев А. Н., 2009. Петроглифы Ак-Кайнара. Алматы: Credos. 104 с.
  • Бейсенов А. З., Марьяшев А. Н., 2014. Петроглифы раннего железного века Жетысу. Алматы: ИА им. А. Х. Маргулана. 156 с.
  • Грач А. Д., 1980. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука. 256 с.
  • Грязнов М. П., 1979. Карасукская культура//Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск: Наука. С. 29-39.
  • Дэвлет Е. Г., Ласкин А. Р., 2014. К изучению петроглифов Амура и Уссури//КСИА. Вып. 232. С. 8-31
  • Дэвлет М. А., 1980. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука. 272 с.
  • Дэвлет М. А., Дэвлет Е. Г., 2005. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.: Алетейа. 472 с.
  • Завитухина М. П., 1983. Древнее искусство на Енисее. Скифское время: Публикация одной коллекции. Л.: Искусство. 191 с.
  • Завитухина М. П., Грязнов М. П., Пшеницына М. Н., 1979. Сарагашенский этап//Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск: Наука. С. 54-70.
  • Заика А. Л., 1997. Новые петроглифы Енисея//Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 97-101.
  • Исмагилов Р. Б., 1988. Погребение Большого Гумаровского кургана в Южном Приуралье и проблема происхождения скифской культуры//АСГЭ. Вып. 29. С. 29-47.
  • Ковалев А. А., 1998. Древнейшие датированные памятники скифо-сибирского звериного стиля (тип. Наньшаньгэнь)//Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. СПб. С. 122-131.
  • Ковалев А. А., 1999. О связях населения Саяно-Алтая и Ордоса в VII-III веках до н. э.//Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: сб. науч. ст.: по материалам Междунар. науч. конф. (24-27 марта 1999 г.). Барнаул: АлтГУ. С. 75-85.
  • Кубарев В. Д., 1999. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая//Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: сб. науч. ст.: по материалам Междунар. науч. конф. (24-27 марта 1999 г.). Барнаул: АлтГУ. С. 84-92.
  • Кубарев В. Д., 2009. Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 420 с.
  • Кубарев В. Д., Якобсон Э., Цэвээндорж Д., 2005. Петроглифы Цаган-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 640 с.
  • Кузьмина Е. Е., 2002. Мифология и искусство скифов и бактрийцев: (Культурологические очерки). М.: Рос. ин-т культурологии. 288 с.
  • Кызласов Л. Р., Леонтьев Н. В., 1980. Народные рисунки хакасов. М.: Наука. 176 с.
  • Миклашевич Е. А., 2007. Исследование наскального искусства Северной и Центральной Азии в 1995-1999 гг. Кемерово: Кузбассвузиздат. 60 с.
  • Миклашевич Е. А., 2012. Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени//Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 157-202.
  • Новгородова Э. А., 1984. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука. 168 с.
  • Панкова С. В., 2008. «Фигуры-лопасти» на таштыкских изображениях коней//Тропою тысячелетий: сб. науч. тр., посвящ. юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 106-115.
  • Полосьмак Н. В., 1994. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 125 с.
  • Пяткин Б. Н., Мартынов А. И., 1985. Шалаболинское петроглифы. Красноярск: Красноярский ун-т. 192 с.
  • Рогожинский А. Е., 2011. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. Алматы: Signet Print. 342 с.
  • Русакова И. Д., 1997. Новый памятник наскального искусства на Енисее (писаница Абакано-Перевоз в Хакасии)//Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 101-112.
  • Савинов Д. Г., 1994. Оленные камни в культуре кочевников Евразии//СПб: СПбГУ. 208 с.
  • Савинов Д. Г., 2006. О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского времени//Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб.: СПбГУ. С. 157-190.
  • Савинов Д. Г., 2012. Памятники тагарской культуры Могильной степи (по результатам археологических исследований 1986-1989 гг.). СПб.: ЭлекСис. 180 с.
  • Самашев З. С., 2006. Петроглифы Казахстана. Алматы: Онер. 200 с.
  • Самашев З. С., 2012. Наскальные изображения Жетысу. Баянжурек. Астана: филиал ИА им. А. Х. Маргулана. 240 с.
  • Самашев З. С., 2014. Петроглифы хребта Каратау (Саускандык)//Кадырбаевские чтения: материалы IV Междунар. науч. конф. Астана: Мега принт. С. 6-64.
  • Самашев З. С., Фаизов К. Ш., Базарбаева Г. А., 2001. Археологические памятники и палеопочвы Казахского Алтая. Алматы: ИА им. А. Х. Маргулана. 108 с.
  • Самашев З. С., Чжан Со Хо, Боковенко Н. А., Мургабаев С., 2011. Наскальное искусство Казахстана. Астана: Астанинский филиал ИА им. А. Х. Маргулана. 463 с.
  • Семенов Вл. А., 2015. Искусство варварских племен. СПб.: Тип. «НП ПРИНТ». 400 с.
  • Советова О. С., 2005. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее: (Сюжеты и образы). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 140 с.
  • Советова О. С., Миклашевич Е. А., 1999. Хронологические и стилистические особенности среднеенисейских петроглифов (по итогам работы Петроглифического отряда Южносибирской археологической экспедиции КемГУ)//Археология, этнография и музейное дело: сб. науч. тр. Кафедры археологии Кемеровского гос. ун-та. Кемерово: КемГУ. С. 47-74.
  • Соколова Л. А., 2001. Стела из Черновой VIII со знаменитыми быками и неизвестными повозками//Евразия сквозь века: сб. науч. тр., посвящ. 60-летию со дня рождения Д. Г. Савинова. СПб.: СПбГУ. С. 129-132.
  • Трифонов Ю. И., 1974. Тагарские курганы на юге Минусинской котловины//АО 1973 г. М.: Наука. С. 225-226.
  • Черемисин Д. В., 2005. О семантике маскированных рогатых лошадей пазырыкских курганов//АЭАЕ. № 2. С. 129-140.
  • Черемисин Д. В., 2008. К семантике образа клювоголового оленя в пазырыкском искусстве//Тропою тысячелетий: сб. науч. тр., посвящ. юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 99-105.
  • Членова Н. Л., 1967. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М.: Наука. 300 с.
  • Членова Н. Л., 1981. Тагарские лошади (О связях племен Южной Сибири и Средней Азии в скифскую эпоху)//Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М.: Наука. С. 80-94.
  • Чугунов К. В., 2008. Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля)//Тропою тысячелетий: сб. науч. тр., посвящ. юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 53-69.
  • Шер Я. А., 1980. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 328 с.
  • Kuzmin N. Y., 1994. Burial mounds of nobles of the early Scythian period in the Minusinsk hollow, Siberia//New archaeological discoveries in Asiatic Russia and Central Asia. St.Petersburg: IIMK. P. 44-47.
Еще
Статья научная