Чудо и его восприятие героями «Казанской истории» - православными и мусульманами

Автор: Волкова Татьяна Федоровна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.20, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются жанровые разновидности чудесного, используемые автором «Казанской истории» для раскрытия основных идей повести, которые складываются в своеобразную сюжетную линию. В начале статьи дается обзор существующих классификаций мистического материала в средневековых повествовательных произведениях -- «чудес», «видений», «пророчеств», отмечается отсутствие единого взгляда на разграничение этих понятий, что позволило рассматривать в «Казанской истории» все эти разновидности в комплексе. Наиболее часто в повести используется жанровая форма «видений», выполняющих пророческую функцию: они предсказывают задолго до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г. победу московского самодержца над Казанским царством, при этом визионерами чудесных явлений русских святых (Сергия Радонежского, Николая Чудотворца) становятся как русские воины, так и сами казанцы. Используются в «Казанской истории» и пророчества казанских волхвов, царицы, беса, служившего казанцам прорицателем их судеб. Наряду с видимыми («зримыми») чудесами, автор «Казанской истории» насыщает свое повествование чудесами «незримыми», в своих комментариях обнажая истинные, с его точки зрения, причины тех или иных исторических событий, видя в их развитии непосредственное вмешательство высших сил, способствовавших благоприятному ходу продвижения войск Ивана Грозного к Казани и ее осады. Пронизывая всю ткань повествования, эти авторские ссылки на Божественный Промысел создают провиденциальный контекст - мистическую реальность, помогающую представить Ивана Грозного не только как таланливого полководца, но и как человека, совершающего «боговодимый» подвиг во славу Русской земли.

Еще

Чудеса, видения, пророчества, «казанская история», иван грозный, сюжет, взятие казани

Короткий адрес: https://sciup.org/147237935

IDR: 147237935   |   DOI: 10.15393/j9.art.2022.10962

Список литературы Чудо и его восприятие героями «Казанской истории» - православными и мусульманами

  • Власов А. Н. Устюжская литература XVI–XVII вв. Историко-литературный аспект. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1995. 212 с.
  • Волкова Т. Ф. Проблема авторской позиции в историко-публицистическом повествовании XVI в. (на материале сочинений современников о взятии Казани в 1552 г.) // Стиль и идеология: активность авторского повествования. Сыктывкар, 1983. С. 4–17.
  • Волкова Т. Ф. «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» и троицкие сочинения о взятии Казани как источники текста «Казанской истории» // Древнерусская литература. Источниковедение. Л.: Наука, 1984. С. 172–187.
  • Волкова Т. Ф. Работа автора «Казанской истории» над сюжетом повествования об осаде и взятии Казани // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. 39. С. 308–322.
  • Волкова Т. Ф. Словесный портрет в «Казанской истории» // Исследования по древней и новой русской литературе. Л.: Наука, 1987. С. 42–47.
  • Волкова Т. Ф. «Вещный мир» «Казанской истории» // Проблемы изображения материального мира в художественной прозе. Сыктывкар, 1989. С. 14–21.
  • Волкова Т. Ф. Сюжетная организация «Казанской истории» // Филология как призвание: сб. ст. к юбилею проф. Владимира Николаевича Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2019. С. 291–306.
  • Волкова Т. Ф. Сюжет и вымысел в историческом повествовании Древней Руси XI–XVI веков. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. 114 с. (Серия: Слово и текст в контексте культуры.)
  • Гухман С. Н. Повесть о трех иконах Шемахинских // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 46. С. 109–125.
  • Долгов В. В. Чудеса и знамения в Древней Руси X–XIII вв. // Исследования по русской истории: сб. ст. к 65-летию проф. И. Я. Фроянова.СПб.; Ижевск, 2001. С. 97–113.
  • Казанская история / подгот. текста и перевод Т. Ф. Волковой; коммент. Т. Ф. Волковой и И. А. Евсеевой // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М.: Худож. лит., 1985. С. 300–565.
  • Моисеева Г. Н. Автор «Казанской истории» // Труды Отдела древнрусской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 9. С. 266–290.
  • Нечаева Т. В. Наблюдения над жанровыми особенностями сказаний о чудотворных иконах // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1995. Сб. 8. С. 102–123.
  • Пауткин А. А. Беседы с летописцем: поэтика раннего русского летописания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 285 с.
  • Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности / науч. ред. Е. М. Юхименко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 432 с.
  • Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Вопросы стиля художественной литературы: сб. ст. М., 1964. С. 35–56. (Ученые записки Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; т. 231.)
  • Рыжова Е. А. Жанр видений в севернорусской агиографии // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика / отв. ред. С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 160–194.
  • Стародумов И. В. Жанровая специфика повествований о посмертных чудесах северных святых подвижников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: Изд-во ООО Полиграфическая компания «Прессто», 2008. Вып. II. С. 233–245.
  • Трофимова Н. В. Чудеса в древнерусском воинском повествовании // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). С. 72–79.
Еще
Статья научная