Что такое музыка с точки зрения синергетики

Автор: Клюев Александр Сергеевич

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 1 (14), 2010 года.

Бесплатный доступ

В статье предлагается понимание музыки в мире с позиции синергетики. Показывается, что в рамках синергетической парадигмы музыка может пониматься как суператтрактор системно-эволюционного движения материи.

Аттрактор, движение материи, мир, музыка, синергетика, синергетический подход, система, суператтрактор, эволюция

Короткий адрес: https://sciup.org/14042508

IDR: 14042508

Список литературы Что такое музыка с точки зрения синергетики

  • Берталанфи Л. фон. Общая теория систем -критический обзор//Исследования по общей теории систем: Сборник переводов с англ. и польск. -М.: Прогресс, 1969. -С. 23-82.
  • Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы истории и теории. -М.: Изд-во МГУ, 1978. -232 с.
  • Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: -СПб.: Композитор, 2006. -648 с.
  • Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории//Общественные науки и современность. -1999, № 6. -С. 117-127.
  • Вульф Г.В. Жизнь кристаллов. 2 изд., доп. -М.: Госиздат, 1922. -85, 11, 1 с.
  • Иваницкий А.М. Сознание, его критерии и возможные механизмы//Журнал высшей нервной деятельности. -1991. Т. 41. Вып. 5. -С. 870-877.
  • Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии//Диалектика -теория познания: Историко-философские очерки. -М.: Наука, 1964. -С. 21-54.
  • Ильин В.В. Онтологическое содержание и гносеологические функции категорий «качество» и «количество»//Об онтологическом и гносеологическом аспектах некоторых философских категорий: Учёные записки. -Л.: Лениздат, 1968. -С. 12-157.
  • Каган М.С. Искусство в системе культуры//Советское искусствознание'78. Вып. 2. -М.: Советский художник, 1979. -С. 239-273.
  • Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. -СПб.: Петрополис, 1997. -544 с.
  • Клюев А.С. Философия музыки. -СПб.: СПГУВК, 2004. -367 с.
  • Клюев А.С. Философия музыки. Избранные статьи и материалы. -СПб.: Астерион, 2008. -150 с.
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. 2-е изд., испр. и доп. -М.: КомКнига, 2005. -240 с.
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. -М.: КомКнига, 2007. -272 с.
  • Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности (Тбилиси: Мецниереба, 1984. -82 с.). -М.: Логос, 2004. -240 с.
  • Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. -1990, № 10. -С.3-18.
  • Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм и коэволюция//Природа. -1989, № 4. -С. 3-8.
  • Мотрошилова Н.В. Онтология/Философская энциклопедия. Т. 4. -М., 1967. -С. 140-143.
  • Онтологическая проблема и современное методологическое сознание: Сборник статей. -М.: Б. и., 1990. -128 с.
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). 2-е изд., доп. и испр. -СПб.: Алетейя, 2007. -713 с.
  • Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. 6-е изд. -М.: ЛКИ, 2008. -296 с.
  • Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки//Эстетические очерки: Избранное. -М., 1980. -С. 63-102.
  • Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. -111 с.
  • Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления//Философские науки. -1974, № 2. -С. 22-29.
  • Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992. -256 с.
  • Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. -М.: Мир, 1980. -404 с.
  • Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии: пер. с нем. -М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. -320 с.
  • Шор Ю.М. Очерки теории культуры: Учебное пособие. -Л.: ЛГИТМиК, 1989. -160 с.
  • Клюев А.С. Философия музыки. -СПб.: СПГУВК, 2004. -367 с.
  • Клюев А.С. Философия музыки. Избранные статьи и материалы. -СПб.: Астерион, 2008. -150 с.
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. 2-е изд., испр. и доп. -М.: КомКнига, 2005. -240 с.
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. -М.: КомКнига, 2007. -272 с.
  • Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности (Тбилиси: Мецниереба, 1984. -82 с.). -М.: Логос, 2004. -240 с.
  • Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. -1990, № 10. -С.3-18.
  • Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм и коэволюция//Природа. -1989, № 4. -С. 3-8.
  • Мотрошилова Н.В. Онтология/Философская энциклопедия. Т. 4. -М., 1967. -С. 140-143.
  • Онтологическая проблема и современное методологическое сознание: Сборник статей. -М.: Б. и., 1990. -128 с.
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). 2-е изд., доп. и испр. -СПб.: Алетейя, 2007. -713 с.
  • Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. 6-е изд. -М.: ЛКИ, 2008. -296 с.
  • Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки//Эстетические очерки: Избранное. -М., 1980. -С. 63-102.
  • Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. -111 с.
  • Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления//Философские науки. -1974, № 2. -С. 22-29.
  • Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992. -256 с.
  • Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. -М.: Мир, 1980. -404 с.
  • Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии: пер. с нем. -М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. -320 с.
  • Шор Ю.М. Очерки теории культуры: Учебное пособие. -Л.: ЛГИТМиК, 1989. -160 с.
Еще
Статья научная