"Царственный паяц": маски "короля" и "шута" в поэзии И. Северянина, статья вторая

Автор: Кузнецова Екатерина Валентиновна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (46), 2018 года.

Бесплатный доступ

Целью статьи является анализ двух взаимосвязанных масок (макрообразов) лирического героя поэзии Северянина, «короля» и «шута». Выявляются их ге-нетические связи с творчеством В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Блока, А. Белого, также обращавшихся к схожим образам «царя», «властелина», «Арлекина», «паяца» и т.д. С одной стороны, эта тенденция связана с художественным отражением учения Ф. Ницше о «сверхчеловеке», а другой стороны, - с концепцией жизнетворчества, по-рождающей литературную и бытовую маскарадность. Отметим, что пара «король-шут» берет свое начало, как доказал М.М. Бахтин, в карнавальной культуре средневековой Европы и через итальянскую комедию del arte добирается и до России. Антитеза «король-шут», кодирующая в поэзии символистов глубинную дихотомию верха и низа, возвышенного и профанного, в творчестве поэта-постсимволиста и сохраняет прежние коннотации, и, одновременно, усиливает свою амбивалентность, констатирует относи-тельность всех ценностных иерархий. Появляется ироническая дистанция по отношению к предшествующей культурной традиции. На примере работы Северянина с макрообразами «короля» и «шута» проясняется механизм пародийной трансформации символистского наследия в поэзии постсимволизма с опорой на сравнительный и стилистический анализ текстов. Поэтика предшествующей поэтической системы (устойчивые образы-маски) осмысляется как объект эстетической игры, которая ведется с позиции присвоения-отталкивания.

Еще

И. северянин, король, шут, символизм, постсимволизм, пародийная трансформация

Короткий адрес: https://readera.org/149127074

IDR: 149127074   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00046

Список литературы "Царственный паяц": маски "короля" и "шута" в поэзии И. Северянина, статья вторая

  • Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1995.
  • Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 112-121.
  • Исупов К.Г. Историко-бытовые архетипы в творческом поведении Северянина // О Игоре Северянине. Череповец, 1987. С. 14-18.
  • Козьменко М.В., Магомедова Д.М. Стилизация как фактор динамики жанровой системы // Поэтика русской литературы конца XIX - начала ХХ века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М., 2009. С. 77-149.
  • Кузнецова Е.В. Поэтика И. Северянина и литературная пародия начала ХХ в. // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 1. С. 220-244.
  • Kузнецова Е.В. Поэтика пародийности в доэмигрантском творчестве Игоря Северянина // Russian Literature. 2018. № 95. С. 33-62.
  • Кушлина О.Б. Наследники Гиппонакта // Русская литература ХХ века в зеркале пародии: антология.
  • Кушлина О.Б. Уж не пародия ли он? // Русская литература ХХ века в зер-кале пародии: антология. М., 1993. С. 116-119.
  • Минц З.Г. В смысловом пространстве «Балаганчика» // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. С. 558-568.
  • Мочульский К. Игорь Северянин. Менестрель. Новейшие поэзы // Игорь Северянин. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005. С. 543-547.
  • Обухова-Зелиньская И.В. Персонажи commedia dell'arte в культуре русского модернизма (живопись-театр-периодика) // «Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. М., 2015. С. 314-330.
  • Наседкина Е.В. «Одержимый или пророк»: трансформация образов Арле-кина, безумца, Христа и шута в творчестве и прижизненной иконографии Андрея Белого // «Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. М., 2015. С. 356-372.
  • Секриеру А.Е. Игорь Северянин. Грани стиля. М., 2011.
  • Тяпков С.Н. Русские символисты в литературных пародиях современников. Иваново, 1980.
  • Тяпков С.Н. Русские футуристы и акмеисты в литературных пародиях современников. Иваново, 1984.
Еще
Статья научная