Большие и маленькие миры юных героев в романе Ф. Х. Бернетт "Маленькая принцесса"

Бесплатный доступ

Исследование посвящено теме организации пространства в творчестве Фрэнсис Ходжсон Бернетт. Объект анализа этой статьи - роман «Маленькая принцесса», адресованной, в первую очередь, детской и подростковой аудитории, имеет много сходных черт с «Дэвидом Копперфильдом» и творчеством Ч. Диккенса в целом; писательница во многом следует за созданной Диккенсом литературной традицией. Пространство главной героини подразделяется на три уровня: Большой мир (государства и границы), Маленький мир (дом, школа, город) и Мир воображения. Первые два мира представляют читателю реалистическую картину эдвардианской Англии, колониальной империи, в восприятии ребенка, раскрывают темы незащищенного детства, которые писательница развивает, также следуя за литературной традицией XIX в. Большой и Маленький миры выполняют и воспитательную функцию, будучи источником опыта и впечатлений для главной героини. В романе эстетика реализма сочетается с фольклорными и сказочными элементами: героине не дано полностью преобразить окружающее ее пространство, но у нее получается изменить его частично, а также сохранить собственное «я», переживая диккенсовскую драму детского бесправия, отчаяния и одиночества. Мир воображения позволяет читателю в полной мере понять характер главной героини - Сары Кру, иллюстрирует динамику ее взросления, а для нее самой служит мощным защитным механизмом, позволяющим ей пройти все жизненные испытания и вновь стать счастливым ребенком, который может дальше расти и развиваться.

Еще

Ф. Х. Бернетт, «Маленькая принцесса», пространство, дом, «мир» ребенка, фобраз

Короткий адрес: https://sciup.org/147229711

IDR: 147229711   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-3-70-78

Список литературы Большие и маленькие миры юных героев в романе Ф. Х. Бернетт "Маленькая принцесса"

  • Белова А. О. Игра как основной мотив и сюжетообразующий прием в повести Ф. Х. Бернетт «Маленькая принцесса. Приключения Сары Кру» // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2012. № 1. С. 90-95.
  • Бячкова В. А. «Граница» детства в викторианском романе // Мировая литература в контексте культуры. 2015. № 4(10). С. 25-32.
  • Бячкова В. А. О парадоксе женских и детских образов в романах Ч. Диккенса: к постановке проблемы // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. № 1(33). С.86-92.
  • Бячкова В. А. Девочка, школа и город в английской и русской литературе XIX - начала XXI вв. // Городской текст в английской и других европейских литературах: сб. ст. по материалам Междунар. конф. рос. ассоциации преподавателей английской литературы. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. С. 40-46.
  • Матвеева А. С. Пространство ребенка в романах Ч. Диккенса // Проблемы истории. Филологии, культуры. 2008. № 22. С. 394-400.
  • Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
  • Шишкова И. А. Фрэнсис Ходжсон Бернетт и отблески британского колониализма на страницах детских книг // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 5. С. 85-89.
  • Шурупова О. С., Коротина Г. А. «Юные и невинные» (ребенок как устойчивый тип героя в лондонском тексте английской литературы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3-1 (59). С. 188-191.
  • Andrews M. Childhood // Oxford Reader's Companion to Dickens, ed. by Paul Schlicke. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 90-94.
  • Burnett F. H. A Little Princess. L.: Penguin Books, 1996. 256 p.
  • Coveney P. The Image of Childhood. L.: Penguin books, 1967. 362 p.
  • Dickens Ch. David Copperfield. L.: Wordsworth Classics, 2000. 750 p.
  • Emma Brown by Clare Boylan. Review. URL: http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/ books/reviews/emma-brown-by-clare-boylan-5797 07.html (дата обращения: 01.06.2018).
  • Kawabata Ariko. The Study of the Indian Gentleman: Recovery of the English Masculine Identity in A Little Princess // Children's Literature in Education. 2001. Vol. 32. № 4. P. 283-293.
  • Petkovic D. "India is Quite Different from Yorkshire": Empire(s), Orientalism, and Gender in Burnett's Secret Garden // Facta Universitatis - Linguistics and Literature. 2006. № 4. P. 85-96.
Еще
Статья научная