Богословские истоки и ключевые аспекты христианского понимания творчества

Автор: Чурсанов Сергей Анатольевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Статья в выпуске: 5 (76), 2017 года.

Бесплатный доступ

В христианском понимании Бог совершенно свободно сотворил человека и весь мир из ничего. Как следствие, творческая познавательная и созидательная деятельность входит в число высших ценностей христианина. В отличие от пантеистических представлений это христианское понимание происхождения мира означает, что Божественная природа не детерминирует человеческие личности. Более того, в православном богословии творчество рассматривается как выражение богообразности человека. Поэтому человеческие личности воспринимаются в христианстве как носители всех базовых творческих начал, а именно - свободы, открытости и уникальности. Эти творческие начала актуализируются в общении с Богом и людьми, предполагающем любовь и ответственность. В этой ситуации базовым богословским принципом творчества, задающим определяющий критерий его совершенства, становится соотнесенность с Божественными Лицами и человеческими личностями. В полной мере данный богословский принцип реализуется в церковной жизни. При этом соответствующий ему критерий лич- ностной соотнесенности имеет ключевое значение и для богословского анализа светских культур, включая как художественную, так и научно-техническую сферы человеческого творчества

Еще

Творчество, пантеизм, творение из ничего, образ божий, соотнесенность, свобода, ответственность, открытость, уникальность, общение, любовь

Короткий адрес: https://sciup.org/140223476

IDR: 140223476

Список литературы Богословские истоки и ключевые аспекты христианского понимания творчества

  • Антоний (Блум), митр. Труды/пер. с англ. и фр. Е. Л. Майданович и Т. Л. Майдано-вич при участии А. И. Кырлежева и Е. В. Шохиной. М.: Практика, 2002. 1080 с., 51
  • Антоний (Блум), митр. Школа молитвы/пер. Е. Л. Майданович. Клин: Фонд «Хри-стианская жизнь», 2000. 393 с.
  • Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово//Творения святого ГригорияНисского. М., 1862. Ч. 4. С. 1-111.
  • Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия//Творения святого Григория Нисско-го. М., 1863. Ч. 5. С. 10-500; М., 1864. Ч. 6. С. 1-510.
  • Иоанн (Зизиулас), митр. Личностность и бытие/пер. с англ. С. А. Чурсанова//Бого-словский сборник. 2002. Вып. X. С. 22-50.
  • Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж: ИМКА-Пресс,1950. 452 с.
  • Лосский В. Н. Богословие и боговидение: сб. статей/под общ. ред. В. Пислякова. М.:Свято-Владимирское братство, 2000. 631 с.
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое бо-гословие/пер. с фр. . М.: Центр «СЭИ», 1991. 288 с.
  • Лосский В. Н. Спор о Софии: Статьи разных лет. М.: Свято-Владимирское братство,1996. 196 с.
  • Максим Исповедник, преп. Главы о любви//Творения преподобного Максима Испо-ведника. Кн. 1/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. С. 96-145.
  • Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна: Статьи по богословию/пер. с англ., фр.;сост. И. В. Мамаладзе. М.: Эксмо; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. 832 с.63
  • Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. Толшент Найтс (Эссекс): Свято-Иоан-но-Предтеченский монастырь; М.: Паломникь, 2003. Т. 1. 384 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Толшент Найтс (Эссекс): Свято-Иоан-но-Предтеченский монастырь; М.: Паломникь, 2002. 288 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. Толшент Найтс (Эссекс):Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра,2009. 272 с.
  • Феодорит Кирский, блаж. Толкование на книгу Бытия//Творения блаженного Феодорита Кирского. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1905. Ч. 1. С. 7-88.
  • Флоровский Г., прот. Вера и культура/сост. и вступ. ст. И. И. Евлампиева; примеч.И. И. Евлампиева и В. Л. Селиверстова. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2002. 862 с.
  • Флоровский Г., прот. Догмат и история/сост. Е. Холмогоров; под общ. ред. Е. Карманова; ред. В. Писляков. М.: Свято-Владимирское братство, 1998. 488 с.
  • Флоровский Г., прот. Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. 318 с.
  • Чурсанов С. А. Богословские основания социальных наук. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. 200 с.
  • Чурсанов С. А. Понятие«индивид» и богословское осмысление индивидуализмаправославными авторами XX-XXI веков//Церковь и время. 2014. № 4 (69). С. 39-64.
  • Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium/ed. W. Jaeger//Gregorii Nysseni opera. Vols. 1.1& 2.2. Leiden: Brill, 1960: Vol. 1.1: P. 3-409; Vol. 2.2: P. 3-311.
  • Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna/ed. J. Srawley. Cambridge: CambridgeUniversity Press, 1903. P. 1-164.
  • John (Zizioulas), metr. Communion and Otherness: Further Studies in Personhoodand the Church/ed. P. McPartlan. Edinburgh: T&T Clark, 2006. XIV, 316 p.24. Maximus Confessor. Capita de caritate//Massimo Confessore. Capitoli sulla carita/ed.A. Ceresa-Gastaldo. Rome: Editrice Studium, 1963. P. 48-238.
  • Teodoretus Cyrensis. Qaestiones in Genesim//Teodoreti Cyrensis quaestionesin Octateuchum/red. N. Fernández Marcos y A. Sáenz-Badillos. Madrid: Poliglota Matritense,1979. P. 3-99.
Еще
Статья научная