Блоковские мотивы в поэме "Бесплодная земля" Т. С. Элиота

Бесплатный доступ

Одним из перспективных направлений современного элиотоведения является сравнительное изучение творчества Т. С. Элиота (1888-1965) в самых различных ракурсах (влияние, взаимодействие, типология, контексты и др.). Исследовательские принципы данной работы определяются установками компаративистики на типологическое изучение литературных явлений. В статье проводятся параллели между двумя важнейшими поэтическими текстами ХХ в.: «Двенадцать» А. А. Блока (1918) и «Бесплодная земля» Т. С. Элиота (1922). Объектами нашего внимания стали тексты, относящиеся не только к одной культурной эпохе, но и объединенные схожими художественными принципами и видением мира. Цель работы - зафиксировать точки пересечения двух поэтических универсумов в едином исследовательском пространстве. Оба поэта были свидетелями колоссальных цивилизационных разломов - Первой мировой войны и Русской революции. И тому, и другому поэту присуще «чувство истории», позволившее в поэтической форме предвидеть и представить Закат Европы, передать «шум времени» во всей полифонии смыслов и ритмов. Авторы обеих поэм прошли сходный творческий путь, траекторию которого можно обозначить как «от символизма к модернизму». А. А. Блок и Т. С. Элиот - поэты-драматурги, создатели собственных теорий поэтической драмы, отсюда драматургия и яркая характерность персонажей «Двенадцати» и «Бесплодной земли». В своих послевоенных поэмах и А. А. Блок, и Т. С. Элиот используют язык современного города, его ритмику, экспериментируют с поэтической формой. В статье рассматривается ряд сходных мотивов в поэмах «Двенадцать» и «Бесплодная земля»: апокалиптическое видение современности, Запад и Восток, Эрос и Танатос.

Еще

Модернистский поэтический эпос, русско-английские литературные параллели,

Короткий адрес: https://sciup.org/147239657

IDR: 147239657   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2022-4-115-125

Список литературы Блоковские мотивы в поэме "Бесплодная земля" Т. С. Элиота

  • Блок А. А. Двенадцать // Собрание сочинений: в 8 т. T. 3. М.; Л.: Гос. изд-во худ. лит., 1960. С.347-362.
  • Быков Д. Л. От составителя // Маруся отравилась: секс и смерть в 1920-е: антология / сост. Д. Быков. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. С. 7-33.
  • Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: ЭКСМО, 2006. 1005 с.
  • Лемменс А., Стоммельс С.-А. «Двенадцать» Александра Блока в иллюстрациях русских художников-эмигрантов (1920-1950) // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья: сб. ст. СПб: Дмитрий Буланин, 2008. С. 212-219.
  • Пайман А. Блок в английском и американском литературоведении // Литературное наследство. М.: Наука, 1993. Т. 92, кн. 5. С. 362-401.
  • Поспелов Г. Г. «Двенадцать» Блока в иллюстрациях Ларионова (из собрания Государственной Третьяковской галереи) // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. М.: Собрание; Наука, 2005. С. 491-499.
  • Ушакова О. М. Журнал "Criterion" о русской революции и коммунизме // Литература двух Америк. 2017. № 3. С. 335-362.
  • Федякин С. Р. Послесловие к 1917-му: (Ещё раз о поэме Блока «Двенадцать») // Литературоведческий журнал. 2017. № 41. С. 186-212.
  • Шайтанов И. О. Зачем сравнивать. Компаративистика и/или поэтика // Филологическая ре-гионалистика. 2009. № 1-2. С. 99-108.
  • Элиот Т. С. Бесплодная земля. М.: Ладомир: Наука, 2014. 528 с.
  • Bechhofer C. E. Introduction // Blok A. The Twelve. London: Chatto and Windus, 1920. P. v-ix.
  • Blok A. The Twelve / Translated from Russian with an introduction and notes by C. E. Bechhofer, with illustrations and cover-designs by Michael Lar-ionov. London: Chatto and Windus, 1920. 26 p.
  • Bowra C. M. The Position of Alexander Blok // The Criterion. The Collected Edition. Vol. XI. London, Faber and Faber Ltd., 1967. P. 422-438.
  • Eliot T. S. Letter to Stanley Rice (October 1, 1923) // The Letters of T. S. Eliot. Vol. 2 (19231925). New Haven; London, 2009. P. 229-230.
  • Cook C. The Hidden Apocalypse: T. S. Eliot's Early Work // Literature and Theology. 1996. Vol. 10, No. 1 (March 1996). P. 68-80.
  • Garrard J. "The Twelve": Blok's Apocalypse // Religion & Literature. 2003. Vol. 35, No. 1 (Spring, 2003). P. 45-72.
  • Karageorgos N. Forbidden Attraction: Russian Poets Read T. S. Eliot during the Cold War. New York: The City University of New York, 2019. 330 p.
  • Kurasova A. Conquering Time: A. Akhmatova's 'Poem without a Hero' and T. S. Eliot's 'Four Quartets'. Doctorate Thesis. Salamanca: Departamento de Filologia Inglesa, 2020. 263 p.
  • Parton A. Mikhail Larionov and the Russian Avant-garde. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1993. 254 p.
  • The Poems of T. S. Eliot. Vol. I. Collected and Uncollected Poems / Ed. by Cristopher Ricks and Jim McCue. London: Faber and Faber, 2015. 1309 p.
  • A Russian Anthology in English / Ed. by C. E. Bechhofer. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd; New York: E. P. Dutton & Co., 1917. 288 p.
  • Shleyfer Lavine L. Aleksandr Blok's "The Twelve": The Transformation of "Commedia Dell'Arte" into an Epic // The Slavic and East European Journal. 2005. Vol. 49, No. 4. P. 570-590.
  • The Waste Land: A Facsimile and Transcript of the Original Drafts, Including the Annotations of Ezra Pound. San Diego; New York; London, 1971. 149 p.
  • Wescott G. Alexander Blok // Poetry. Vol. 19, No. 3 (Dec., 1921). P. 149-151.
Еще
Статья научная