Биомеханика Мейерхольда и традиционная музыкальная драма Китая

Автор: Ляхович Анастасия Викторовна, Ян Наньцзя

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Языки культуры

Статья в выпуске: 2 (55), 2020 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена роли китайской музыкальной драмы в формировании педагогической теории и практики В.Э. Мейерхольда. Рассматривается вопрос о том, что представляют собой те традиции пекинской оперы, которые проявляются в «биомеханике» Мейерхольда, а также в чем состоит их трансформация в восприятии русского театрального режиссера. Проводится анализ принципов и основ биомеханики В.Э. Мейер-хольда с целью выявить те черты, которые сближают систему сценического движения, разработанную выдающимся русским режиссером, с принципами китайского театра. Посредством использования биомеханики в педагогике и режиссуре В.Э. Мейер-хольд вводит многие приемы пекинской оперы, которые в его переосмыслении, выходя из контекста китайского театра, уже теряют связь с основополагающими в китайской культуре философскими представлениями. В то же время талантливый актер, педагог и режиссер бережно сохраняет эстетическое содержание адаптируемых им традиций пекинской оперы, раскрывает с помощью биомеханики их значительный потенциал многократно усиливать художественную выразительность игры актера и драматического произведения в целом.

Еще

Биомеханика, китайский театр, в.э. мейерхольд, русский театр

Короткий адрес: https://sciup.org/140250247

IDR: 140250247

Список литературы Биомеханика Мейерхольда и традиционная музыкальная драма Китая

  • Биомеханика - историческое наследие или живая школа? // Вопросы театра. - 2012, № 1-2. - С. 222-228.
  • Ван Жэнгуо. Влияние Мейерхольда на сценическое творчество известного китайского режиссера Ван Сяоина // Университетский научный журнал. - 2018, № 42. - С. 197-201.
  • Ван Жэнгуо. Взаимоотношения России и Китая в сфере режиссерского искусства в 30-80-е годы XX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2018, № 1. - С. 39-60.
  • Встречи с Мейерхольдом: cборник воспоминаний / Ред. колл. М.А. Валентейн, П.А. Марков, Б.И. Ростоцкий, А.В. Февральский, Н.Н. Чушкин; ред.-сост. Л.Д. Вендровская. - М.: ВТО, 1967. - 622 с.
  • Гладков А. К. Мейерхольд: в 2-х т. - М.: СТД, 1990.
  • Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. - Л.: Советский композитор, 1989. - 349 с.
  • Джаф Ф. Наследие В.Э. Мейерхольда в зарубежном театроведении и театральной педагогике: автореф. дис. канд. иск. наук. - СПб., 1994. - 22 c.
  • Захава Б.Е. Современники. - М.: Искусство, 1969. - 391 с.
  • Казьмина С.В. Театрально-глобалистская концепция В.Э Мейерхольда и современный мир // Наука и современность. - 2015, № 35. - С. 159-164.ъ
  • Квон Джунгтак. Значение театрально-педагогического наследия Вс. Э. Мейерхольда для воспитания современного актёра в Корее (к проблеме освоения русской актёрской методологии в корейском театральном образовании) / Дисс.. канд. иск. наук. - М., 2017. - 147 с.
  • Лю Лю. Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе / Дисс.. канд. иск. наук. - СПб., 2009. - 184 с.
  • Мальцева Ю.М. Китайские мотивы в русском театре рубежа XIX-XX вв. (некоторые замечания) // Studia Culturae. - 2016, № 29. - С. 144-148.
  • Маркова С.В. Трансформация биомеханики Вс.Э. Мейерхольда в современной театральной культуре // Культурная жизнь Юга России. - 2014, № 3(54). - С. 16-17.
  • Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2 ч. Ч. 2: 1917-1939. - М.: Искусство, 1968. - 644 с.
  • Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
  • Овчинников Ю.Д. Биомеханика в историческом контексте современных проблем // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. Т. 1. - 2014, № 1. - С. 14-19.
  • Осиньская К. Свидетели и свидетельства. Восприятие Мейерхольда в Польше до 1939 года // Вопросы театра. - 2012, № 3-4. - С. 245-263.
  • Осипова Э.В. Европейское и восточное театральные искусства в метакультурном пространстве // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2010, № 1(12). - С. 41-54.
  • Ребрик Д., Корсакова И.А. Новые подходы к преподаванию хореографии и танца на основе биомеханики // Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. - М.: РГСУ, 2015. - С. 367-368.
  • Рудницкий К. Л. Мейерхольд. - М.: Искусство, 1983. - 423 с.
  • Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1969. - 528 с.
  • Фельдман О.М. Самое поразительное и обаятельное время Мейерхольда // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2012, № 3(68). - С. 126-136.
  • Фомичёва О.Б. Предпосылки открытия биомеханики как системы для подготовки актёров театра будущего // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2016, № 4. - С. 9-35.
  • Чжун Чжун Ок. Режиссерская методология Вс.Э. Мейерхольда и ее влияние на современный театр / Автореф.. канд. иск. наук. - М., 2005. - 28 с.
  • Чэнь Ган, Ван Жэнгуо. Опыт современных режиссеров Китая в сфере придания национальной формы новым театральным идеям // Университетский научный журнал. - 2018, № 38. - С. 49-61.
  • Щербаков В.А. Подражание Шампольону // От слов к телу. Сб. Статей к 60-летию Ю.Цивьяна. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - С. 1-35. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://old1.meyerhold.ru/attached_files/text/4da42f411fb25_shampolon.pdf. Дата обращения: 11.02.2019.
  • Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919-1948 / Сост., подгот. текста статьи и коммент. В.В. Забродин. - М.: Новое издательство, 2005. - 351 с.
  • Ястребов А. Л. "Китайский" контекст режиссерских экспериментов В. Э. Мейерхольда // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: этнокультурные процессы в политическом контексте. Вып. 3. / Отв.ред.: А.П. Забияко. - Благовещенск; Харбин: Изд-во АмГУ, 2002. - С. 120-139.
  • Adora Ch.U. Revisiting Vsevolod Meyerhold's biomechanics: challenges for directors and actors in theatre today // Cross-cultural communication. Vol. 6. - 2010, № 1. - P. 35-43.
  • Baldwin J. Meyerhold's theatrical biomechanics: an acting technique for today // Theatre Topics. Vol. 5. - 1995, № 2. - P. 181-201.
  • Barba E., Savarese N. A dictionary of theatre anthropology: the secret art of the performer. - London, New York: Routledge. 1991. - 320 p.
  • Beale Ch. The Use of Meyerhold's Biomechanics Training and Principles of Composition in Contemporary Theatre. Doctoral thesis. - Huddersfield, University of Huddersfield. 2017. - 85 p.
  • Braun E. Meyerhold: a revolution in theatre. - Iowa city: University of Iowa Press, 1995. - 347 p.
  • Braun E. Meyerhold on theatre. - London: Methuen, 1978. - 368 p.
  • Hoover M. L. Meyerhold: the art of conscious theater. - Amherst: University of Massachusetts Press, 1974. - 349 p.
  • Leach R. Makers of modern theatre: an introduction. - London: Routledge, 2004. - 240 p.
  • Leach R. Revolutionary Theatre. - London: Routledge, 1994. - 229 p.
  • Leach R. Vsevolod Meyerhold. - Cambridge: Cambridge University Press, 1989. - 223 p.
  • Min Tian. Meyerhold meets Mei Lanfang: staging the grotesque and the beautiful // Comparative drama. Vol. 33. - 1999, № 2. - P. 234-269.
  • Pitches J. Vsevolod Meyerhold. - London: Routledge, 2003. - 176 p.
  • Ruru Li. Soul of Beijing Opera, The: Theatrical Creativity and Continuity in the Changing World. - Hong Kong: Hong Kong University Press, 2010. - 368 p.
Еще
Статья научная