"Бегство в пустыню" в книжной культуре и словесности допетровской Руси

Автор: Исаченко Татьяна Александровна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.18, 2020 года.

Бесплатный доступ

Предметом рассмотрения исторической поэтики недавно вновь стал мотив «бегства из рая», противостоящий мотиву «изгнания из рая», распространенному в западных литературах. По наблюдениям исследователей, сюжет приобрел в литературе ХIX в. парадоксальную форму «неприкаянности» (И. И. Дмитриев, ранний А. С. Пушкин, пьесы А. Н. Островского, проза К. Н. Батюшкова) и закрепился в виде «движущейся» модели жизни русского человека, бегущего из «рая» - «гомеостатического» общества (Л. Н. Гумилев). Трансформация мотива от «устойчивой» модели к «движущейся» привела к формированию нового русского типа - «бездомного скитальца», на которого указал в своей Пушкинской речи Ф. М. Достоевский. В статье выдвигается тезис о том, что одновременно, под влиянием странничества, в части русского общества возникает тяга к древнерусским формам миросозерцания, что подводит человека к поискам жизненного «рая» в собственной душе. Эта тенденция находит отражение в паломнической и богословской литературе XIX в. Трансформация соотношения «устойчивого и движущегося» в сторону древнерусского идеала странничества выводит человека на спасительные пути евангельских заповедей. Тема «бегства в пустыню тесно сопряжена с темой «рая мысленного», в связи с чем рассматривается ключевой сюжет популярного в XVII в. сборника «Рай мысленный», увидевшего свет в стенах Валдайского Иверского монастыря в 1658-1659 гг. На материале рукописных источников в статье показано, как мотивы «рая» и «бегства в пустыню», предшествовавшие тенденциям, получившим свое развитие в XIX в. и приведшим к расцвету паломнической литературы, представлены в книжности допетровской Руси.

Еще

Мотив, рай мысленный, идеал странничества, бегство в пустыню, книжная культура допетровской руси, пушкинская речь ф. м. достоевского

Короткий адрес: https://sciup.org/147226248

IDR: 147226248   |   DOI: 10.15393/j9.art.2020.6822

Список литературы "Бегство в пустыню" в книжной культуре и словесности допетровской Руси

  • Буланин Д. М. Опыт комплексного описания: Афон в древнерусской письменности до конца XVI в.: Из истории образа по памятникам, учтенным в "Словаре книжников и книжности Древней Руси", а также пропущенным при его подготовке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Вып. 2: (Вторая половина XIV - XVI в.). Ч. 3: Библиографические дополнения. Приложение. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. - С. 427-763.
  • Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. - СПб.: СЗКЭО; М.: Кристалл, 2003. - 414 с.
  • Зеленская Г. М. Иеротопия Кийского Креста // Ползуновский альманах. - № 4. - Т. 1. - Ч. 2. - 2017. - С. 68-91.
  • Исаченко Т. А. Афон - Валахия - Русь в пересечении путей и связей XVII века // Византия - Балканы - Русь: перекрестки культурных путей. Материалы междунар. конф. "XI Загребинские чтения" (4-5 октября 2016 г.). - СПб., 2017. - С. 46-54. (a)
  • Исаченко Т. А. Образ Афона в афонских сказаниях преп. Максима Грека и Сергия Шелонина // Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии: материалы III Всерос. науч. конф., посвящ. памяти акад. РАН Николая Николаевича Покровского. Новосибирск, 13-15 окт. 2017 г. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН. - С. 101-108. (Сер. Археография и источниковедение Сибири. Вып. 36). (b)
  • Исаченко Т. А. Афон: рукописные источники в Российской государственной библиотеке // Quaestio Rossica. - Vol. 6. - 2018. - No. 4. - Pp. 995-1014.
  • DOI: 10.15826/qr.2018.4.342
  • Кошелев В. А. Парадокс "бегства из рая" в русской словесности // Проблемы исторической поэтики. - 2018. - Т. 16. - № 2. - 125-139 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1530266394.pdf (05.05.2018).
  • DOI: 10.15393/j9.art.2018.5101
  • Лисовой Н. Н. Церковь, Империя, культура: очерки синодального периода / Ин-т рос. истории РАН. - М.: Индрик, 2016. - 566 с.
  • Мокеев Г. Я. Символ небесного Града в Калуге // Макариевские чтения. Вып. 3, ч. 2: Апокалипсис в русской культуре: материалы III Рос. науч. конф., посвящ. памяти Святителя Макария (6-8 июня 1995 г.). - 1995. - С. 11-13.
  • Описание рукописей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии / сост. Н. Петров. - Киев: Тип. С. Т. Еремеева, 1875. - Вып. 1. - С. 297-299 (№ 294).
  • Позднеев А. В. Никоновская школа песенной поэзии // Труды Отдела древнерусской литературы. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. - Т. 17. - C. 419-428.
  • Сапожникова О. С. Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин: редакторская деятельность. - М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. - 554 c.
  • Турилов А. А. К истории Стишного пролога на Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2006. - № 1 (23). - С. 70-75.
  • Тынянов Ю. Н. Пушкин // Архаисты и новаторы. - Л.: Прибой, 1929. - С. 228-291.
  • Чернышева М. И. Именования Богородицы в древнерусской письменности: Около 500 лексических единиц с объяснениями и комментариями. - М.: Ленанд, 2017. - 328 с.
Еще
Статья научная