Ата Тэнгри: нумерологическая символика и эволюция культа (по материалам фольклора ордосских монголов)

Бесплатный доступ

На материалах из Ордоса исследуются особенности числовой символики древнемонгольского божества Ата тэнгри и ее трансформация в контексте исторических обстоятельств. При рассмотрении характерной для шаманистской мифологии монгольских племен символики числа 13 выявляется, что по отношению к Ата тэнгри данный числовой знак служит нумерологическим эпитетом, выражающим понятие множественности и могущества. В подтверждение этого тезиса рассматривается восходящий к временам предков Чингисхана культ «Тринадцать Ата тэнгри», сохранившийся у ордосских хатагинов, проживающих во Внутренней Монголии (КНР), и имеющий нумерологические параллели в обрядовой практике халха-монголов и бурят. Что касается более поздней в диахроническом плане символики числа 5, то, будучи заимствованием из буддийской нумерологии индо-тибетского происхождения, она свидетельствует об определенной трансформации образа Ата тэнгри в уранических представлениях монголов. В целом нумерологическая символика Ата тэнгри является своеобразным стадиальным индикатором эволюции шаманистского культа в условиях распространения буддизма на территории Монголии.

Еще

Пантеон божеств, шаманистская мифология, нумерологическая символика, эволюция культа, буддийский фактор

Короткий адрес: https://sciup.org/147219309

IDR: 147219309

Список литературы Ата Тэнгри: нумерологическая символика и эволюция культа (по материалам фольклора ордосских монголов)

  • Абай Гэсэр / Сказитель П. Петров, зап. И. Н. Мадасон; вступ. ст., подгот. текста, пер. и коммент. А. И. Уланова. Улан-Удэ: Бурятский комплексный научно-исследовательский институт, 1960. 314 с.
  • Арван гурван хүлгийн дуун. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1987. 535 с.
  • Большой академический монгольско-русский словарь: В 4 т. / Под ред. А. Лувсандэндэва, Ц. Цэдэндамба. М.: Academia, 2001. Т. 1. 486 с.
  • Бум-Очир Д. Монгол бөөгийн зан үйл. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг ХХК-д хэвлэв, 2002. 265 с.
  • Бурчина Д. А. Гэсэриада западных бурят: Указатель произведений и их вариантов. Новосибирск: Наука, 1990. 449 с.
  • Галданова Г. Р. Эволюция представлений о тэнгри // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. С. 94-107.
  • Галданова Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 1998. Вып. 3. C. 5-46.
  • Дулам С. Система символов в монгольском фольклоре и литературе: Дис. … д-ра филол. наук / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ, 1997. 458 с.
  • Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: ГРВЛ, 1988. 194 с.
  • Мялль Л. Э. Буддийская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 190-195.
  • Зула Алдархаан: Рукопись, 1993. С. 50, 67, 89 // Личный архив Б. С. Дугарова.
  • Нацов Г-Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введение пер. и примеч. Г. Р. Галдановой; подред. Ц. П. Ванчиковой. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. Ч. 1. 156 с.
  • Нямбуу Х. Хүндлэхийн дээд хөх монголын төрийн ёслол Чингисийн тахилга. Өндөрхаан: Алтан үсэгт, 1992. 155 с.
  • Нямбуу Х., Арьяасүрэн Ч. Монгол ёс заншлын их тайлбар толь. Улаанбаатар: Улсын хэвлэл, 1992. Тэргүүнботь. 309 с.
  • Поппе Н. Н. Описание монгольских «шаманских» рукописей // Зап. Ин-та востоковедения АН. Л., 1932. Вып. 1. С. 151-200.
  • Поппе Н. Н. Бурят-монгольский фольклорный диалектологический сборник. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1936. 167 с.
  • Потанин Г. Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1893. Т. 1. 567 с.
  • Пүрэвжав С. К вопросу о стадии развития и идеологической концепции древнемонгольского шаманизма // Түүхийн судлал. 1974. Т. 10, вып. 10. С. 123-144.
  • Khurtsabaγatur S. Khatagin arban gurban Ataγ-a tegri-yin tayilg-a. Khayilar: Hulunbuyir-un heblel-un qazar, 1987. 255 с.
Еще
Статья научная