Антропоморфные ханива. Теории интерпретации

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные положения теорий японских исследователей Ё. Цукада и Т Вакаса о возможностях интерпретации антропоморфных ханива на памятниках периода кофун. Приведена общая характеристика таких предметов, устанавливаемых на курганах, как ханива: основные типы, время их появления и бытования. Представлен обзор погребальных комплексов, где были обнаружены наибольшие по численности скульптурные группы ханива, основные характеристики памятников, их местоположение, датировка, состав и расположение. Погребальные комплексы с многочисленными находками антропоморфных ханива датируются концом V - концом VI в. н.э. Рассмотрены основные положения «теории зон» Ё. Цукада. Материалом для анализа стали находки ханива на семи памятниках, расположенных в регионе Конто. Первой и главной зоной является та, в которой располагаются ханива, изображающие сидящихлюдей, она символизирует ближайшее окружение умершего. Каждая последующая зона находится на все большем удалении. В работе также рассматривается типологический анализ антропоморфных ханива, предложенный Ё. Цукада, материалом для которого стали находки на памятниках различных префектур Японского архипелага. В основе теории другого японского исследователя ханива Т. Вакаса лежат понятия «групп» и «рядов». Согласно теории, скульптурные композиции ханива делятся на «группы», представляющие различные ритуальные и бытовые действия, в которых, возможно, принимал участие умерший, и «ряды», символизирующие собственность умершего. Представленные теории позволяют получить дополнительную информацию о структуре древнего общества, главным образом элиты. Дальнейшие исследования с привлечением материалов небольших памятников позволят представить более подробную семантику ханива.

Еще

Ханива, период кофун, погребальные комплексы, японский архипелаг

Короткий адрес: https://sciup.org/145145126

IDR: 145145126   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.381-388

Список литературы Антропоморфные ханива. Теории интерпретации

  • Вакаса Т. Дзибутсу ханива ё:сики рои (К вопросу форм антропоморфных ханива) // Кикан ко: ко гаку (Квартальная археология). - 2002. - № 79. - С. 56-60 (на яп. яз.).
  • Вакаса Т. Ханивано сэкай. Кодай сякай кара мэссэ:дзи (Мир ханива. Послание из древнего мира). -Токио: Кабусйкигайся Токе:бидзюцу, 2009. - 80 с. (на яп. яз.).
  • Гнездилова И.С. Скромное обаяние ханива: образ женщины в глиняных скульптурах периода кофун // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2018. - № 4. - С. 29-33.
  • Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. - М.: Воет. лит., 2010. - 808 с.
  • Морита К. Ёмигаэру дайо:бо. Имасиродзука кофун (Погребения великих вождей. Курган Имасиродзука). -Токио: Синсэнся, 2017. - 94 с. (на яп. яз.).
  • Сираиси Т. Дзимбуну ханива гундзо: ва нани-о катару ка (О чем рассказывают скульптурные группы антропоморфных ханива) // Ханива гундзо:-но кокскгаку (Археология скульптурных группа ханива). - Осака: Осакафу Тикапу Асука хакубуцукан (Изд-во музея Тика-цу Асука преф. Осака), 2008. - С. 3-26 (на яп. яз.).
  • Цукада Е. Дзинбутсу ханивано кэйсики бунруй (Типология антропоморфных ханива) // Ко: ко гаку дзасси (Археологический журнал). - 1996. - Т. 81, № 3. -С. 1-41 (на яп. яз.).
Еще
Статья научная