Анна Васильевна Смоляк и загадка шаманского транса

Бесплатный доступ

Анна Васильевна Смоляк (1920-2003) заслуженно считается отечественными и иностранными учеными крупнейшим специалистом по истории и этнографии коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Более полувека она занималась полевыми и теоретическими исследованиями этногенеза, этнической истории, социальной организации, материальной культуры и хозяйства, промыслов, верований и праздников айнов, нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, ульчей, ороков/ульта, удэгейцев, эвенков и эвенов. Относительно всех аспектов культуры этих этносов А.В. Смоляк высказывала свои оригинальные взгляды, которые нередко вызывали научные дискуссии. В частности, до сих пор окончательно не решена проблема шаманского транса, подтверждений наличия которого А.В. Смоляк не находила у своих многочисленных информантов на Амуре. Данная статья является попыткой предложить один из вариантов решения этой загадки.

Еще

А.в. смоляк, коренные народы амура, шаманство, трансперсональные состояния

Короткий адрес: https://sciup.org/170195089

IDR: 170195089   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2022-2/27-36

Список литературы Анна Васильевна Смоляк и загадка шаманского транса

  • Амайон Р.Н. Покончить с терминами «транс» и «экстаз» в исследованиях шаманизма // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С.6-18.
  • Амайон Р. Понятие шаманизма: формирование западной интерпретации // Религиоведение. 2009. № 1. С. 3-15.
  • Арсеньев В.К. Сквозь тайгу. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1949.
  • Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этно-графические очерки (XVIII - начало XX в.). Л.: Наука, 1969.
  • Волкова М.И. Экстатическое состояние «сценического самочувствия» и способы его репрезентации в театральном дискурсе // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 23-24 мая 2017 г.). М.: Ремдер, 2017. С. 87-92.
  • Забияко А.П. Транс // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. С. 999.
  • Лаберж С. Осознанное сновидение. Киев; М.: София; Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
  • Липский А.Н. К вопросу об использовании этнографии для интерпретации археологических материалов // Советская этнография. 1966. № 1. С. 105-118.
  • Маркова С.В. Трансформация биомеханики Вс.Э. Мейерхольда в современной театральной культуре // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3. С. 16-17.
  • Мейерхольд Вс.Э. Актер будущего и биомеханика // Мейерхольд Вс.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1968. С.486-487.
  • Нагорная Н.А. Люцидные сновидения в рассказах Валерия Брюсова «Теперь, когда я проснулся.», «В башне» и в повести Александра Кондратьева «Сны» // Сюжетология и сю-жетография. 2016. № 2. С. 47-55.
  • Подмаскин В.В. Обряды, обычаи, шаманство // История и культура удэгейцев / Под ред. А.И. Крушанова. Л.: Наука, 1989. С. 72-83.
  • Рыбин В.И. Инсайт: событие, процесс, техника // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. Т. 5. № 1. С. 85-102.
  • Сем Т.Ю. Шаманизм тунгусо-язычных народов Сибири и Дальнего Востока по материалам Российского Этнографического музея // Расы и народы. Вып. 28. М.: Наука, 2002. С. 226-242.
  • Сем Т.Ю. Шаманизм эвенков (по материалам Российского этнографического музея). СПб.: Гуманитарная академия, 2017.
  • Симонов М.Д. Атрибуты удэгейского шамана // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия истории, филологии и философии. 1990. Вып. 2. С. 45-49.
  • Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005.
  • Смоляк А.В. К вопросу о масках в культах нанайцев и удэгейцев // Советская этнография. 1973. №. 3. С. 119-124.
  • Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
  • Соломонова Н.А. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX-XX вв. (Этномузыкологические очерки): автореф. дис. ... д-ра искусств. М., 2000.
  • Старцев А.Ф. Удэгейские шаманы // Этнокультурные процессы и общественное сознание у народов Дальнего Востока (XVII-XX вв.): сборник трудов. Владивосток: ДВО РАН, 1998. С. 118-131.
  • Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998.
  • Харитонова В.И. «Весна Средневековья» накануне III тысячелетия (Магико-мистическая практика и «народное целительство» в Московском регионе) // Московский регион: этнокон-фессиональная ситуация. М.: ИЭА РАН, 2000. С. 262-282.
  • Харитонова В.И. «Возрождение шаманизма»: религиозный вопрос или психоментальная проблема? // Этносы Сибири: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2. Красноярск, 2004. С. 76-83.
  • Харитонова В.И. «Я иду сквозь тебя»: к вопросу исследования ИСС у шаманов // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 180-197.
  • Харитонова В.И. Некоторые проблемы и методы исследования традиционных магико - и религиозно-мистических практик и их современных инноваций // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». М.: ИЭА РАН, 1999. С. 59-69.
  • Харитонова В.И. Религиозно-магические практики Южной Сибири: трансформации традиций в постсоветскую эпоху // Материалы международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума «Экология и традиционные религиозно-магические знания». М.: ИЭА РАН, 2001. С. 169-189.
  • Харитонова В.И. Современные магико-медицинские и магико-мистические практики: к проблеме функционирования и адаптаций // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С.61-75.
  • Харитонова В.И. Трансформации шаманизма в современной России, или Куда идем мы с чудачком? // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 251-275.
  • Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006.
  • Харитонова В.И. Шаманские духи: основа сакрального и средство сакрализации // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 236-261.
  • Харитонова В.И., Свидерская Н.Е., Мещерякова Е.А. Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2004. М., 2006. С. 128-149.
  • Харитонова В.И., Украинцева Ю.В. Зов безмолвия, или Почему они - шаманы? // Расы и народы. Вып. 33. М.: Наука, 2007. С. 292-322.
  • Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л.: Институт народов Севера, 1936.
  • Hoppal, M., 1994. Shamanen und Shamanismus. Ausburg: Pattloch Verlag.
  • Shirokogoroff, S.M., 1935. Psychomental complex of the Tungus. London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co.
Еще
Статья научная