Аллюзии как форма рецепции художественного опыта Ф. М. Достоевского в повести Г Бёлля "Поезд пришел вовремя"

Автор: Мельникова Любовь Александровна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 3 (180), 2019 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты развернутого сравнительного анализа образов центральных женских персонажей повести «Поезд пришел вовремя» и романа «Преступление и наказание» (Олины и Сони), попытки которого до этого в отечественном литературоведении не предпринимались. Это обусловило новизну и актуальность исследования. В процессе сопоставления между героинями выявляется ряд перекличек на уровне раскрытия характеров и выполняемых функций, свидетельствующих о том, что образ Сони Мармеладовой выступал для Г. Бёлля в качестве одного из художественных прототипов при создании образа Олины. Однако характер этой героини в повести немецкого автора раскрыт не столь разнопланово, как характер Мармеладовой в романе русского писателя. Данных женских персонажей в первую очередь объединяет принадлежность к типу страдающего человека, статус заложниц неблагоприятных социальных обстоятельств, а также стремление спасти от гибели своих возлюбленных. Существенным различием между ними является финал их судеб. Если Соне в итоге удается своей любовью воскресить сердце Раскольникова, то попытки Олины изменить свою судьбу и судьбу Андреаса терпят крах и заканчиваются гибелью героев. Указанные соответствия свидетельствуют об учете немецким автором традиций русского классика в аспекте разработки проблемы «униженных и оскорбленных».

Еще

Аллюзия, рецепция, литературное влияние, художественный опыт, соня мармеладова, олина, ф. м. достоевский, г. бёлль, "преступление и наказание", "поезд пришел вовремя"

Короткий адрес: https://sciup.org/147226433

IDR: 147226433   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.306

Список литературы Аллюзии как форма рецепции художественного опыта Ф. М. Достоевского в повести Г Бёлля "Поезд пришел вовремя"

  • Геригк Х.-Ю. Литературное мастерство Достоевского в развитии. От «Записок из Мертвого дома» до «Братьев Карамазовых» / Авториз. пер. с нем. и науч. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: Издательство Пушкинского Дома: Нестор-История, 2016. 320 с.
  • Захаров В. Н. Имя автора - Достоевский. Очерк творчества. М.: Индрик, 2013. 456 с.
  • Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М.: Сов. писатель, 1974. 454 с.
  • Кормилов И. С. Аллюзия // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 28.
  • Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001.190 с.
  • Папкина Д. С. Типы литературных аллюзий // Вестник Новгородского университета. 2003. № 25. С. 78-82.
  • Рожновский С. В. Генрих Бёлль. М.: Высш. школа, 1965. 101 с.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.
  • Топер П. Генрих Бёлль - романист и рассказчик // Бёлль Г. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1988. С. 5-32.
  • Фоменко И. В. Цитата // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. С. 477-488.
  • Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999. 240 с.
  • Linder C. Heinrich Böll. Leben & Schreiben. 1917 bis 1985. Kiepenheuer&Witsch. Köln, 1986. 256 s.
Еще
Статья научная