Афроамериканская литература "надира": миссия интеллигенции и "хождение в народ"

Бесплатный доступ

Период в развитии афроамериканской литературы после Гражданской войны и Реконструкции и до начала Гарлемского ренессанса (1870-1910 гг.) остается малоисследованным как в России, так и в США. Этот период получил в афроамериканистике название «надир» (термин афроамериканского историка и активиста панафриканского движения Р. У. Логана) - «низшая точка» в социальной, культурной, литературной истории афроамериканцев, которая, однако, стала и поворотной точкой, выводящей к новой эпохе - ХХ в. Ведущей культурной силой в это время является крайне малочисленная негритянская образованная элита - «средний класс». Главным «нервом» афроамериканской литературной истории становится напряжение между характерными для этого класса ассимиляционистскими устремлениями, викторианским кодексом благопристойности и расовым барьером (расизм и сегрегация), характерным для послевоенного американского общества, одержимого страхом мисцегенации. В этих условиях негритянский средний класс, ощущающий свою социальную отчужденность от братьев по расе (неграмотная масса черного населения) и расовую отчужденность от братьев по классу (белый американский средний класс), приходит к пониманию необходимости расовой солидарности, принимая на себя миссию по осуществлению программы прогресса черной расы, и делает ставку на высокие моральные качества «простого народа» - черных сельских и городских низов. Хотя в статье фигурируют крупнейшие авторы рубежа XIX-XX вв. (Ч. Чеснат, П. Данбар), основным материалом для исследования стали малоизвестные образцы литературы этого периода: рассказы В. Эрл-Мэтьюз, романы Дж. У. Х. Говарда, У. Стоуэрса и У. Андерсона, стихи С. Брауна.

Еще

История литературы сша, афроамериканская литература 1870-1900-х гг, "надир", традиция благопристойности, народный характер, интеллигенция, в. эрл-мэтьюз, дж. х. у. говард, афроамериканские исследования

Короткий адрес: https://sciup.org/147226982

IDR: 147226982   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2019-4-112-122

Список литературы Афроамериканская литература "надира": миссия интеллигенции и "хождение в народ"

  • Панова О. Ю. Моделирование образа черной расы в американской культуре и литературе рубежа 19-20 вв. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 1(74). С. 78-81.
  • Панова О. Ю. Реальность и художественный вымысел: дядя Том и его прототип // Вестник Московского университета. Серия 9 "Филология". 2018. № 6. С. 117-130.
  • Панова О. Ю. "Я восславил Господа": Джон Маррант и Первое религиозное пробуждение в Америке // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Сер. III Филология. 2012. 2. С. 119-134.
  • Baker R. S. Following the Color Line: American Negro Citizenship in the Progressive Era (1908). N. Y.: Harper & Row, 1964. xviii, 311 p.
  • Bell B. W. The Afro-American Novel and Its Tradition. Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1987. 448 p.
  • Brown S. A. Negro Poetry and Drama. The Negro in American Fiction. N. Y.: Atheneum, 1978. 209 p.
  • Brown S. G. Kind Regards of S. G. Brown. Selected Poems of Solomon G. Brown / еd. L. D. Hutchinson, G. S. Lowe. Washington, DC: Smithsonian Institution Press, 1983. 49 p.
  • Bruce D. D. Black American Writing from the Nadir. The Evolution of a Literary Tradition, 1877-1915. Baton Rouge, LA; L.: Louisiana State University Press, 1989. xiii, 272 p.
  • The College-Bred Negro: Report of a Social Study made under the direction of Atlanta University, together with the Proceedings of the fifth Conference for the study of the Negro problems, held at Atlanta University, May 29-30, 1900 / еd. W. E. B. Du Bois. Atlanta, GA: Atlanta University Press, 1900. 115 p.
  • Franklin F. E. Black Bourgeoisie. The Rise of a New Middle-Class in the United States. N. Y.: Free Press, 1957. 264 p.
  • Gayle A. The Way of the New World: The Black Novel in America. Garden City; N. Y.: Anchor Press/Doubleday, 1975. 332 p.
  • Genovese E. D. Roll, Jordan, Roll: The World the Slaves Made: Two Essays in Interpretation. N. Y.: Pantheon Books, 1974. xxii, 823 p.
  • Howard J. H. W. Bond and Free; a true tale of slave times. Harrisburg, PA: E. K. Meyers, 1886. 280 p.
  • Levine L. W. Black Culture and Black Consciousness: Afro-American Folk Thought from Slavery to Freedom. N. Y.: Oxford University Press, 1977. xx, 522 p.
  • Logan R. W. The Betrayal of the Negro from Rutherford B. Hayes to Woodraw Wilson. N. Y.: Collier Books, 1965. 447 p.
  • Logan R. W. The Negro in American Life and Thought: the Nadir, 1877-1901. N. Y.: The Dial Press, 1954. x, 380 p.
  • Matthews V. E. Aunt Lindy: A Story Founded on Real Life. N. Y., 1893. 14 p.
  • Moses W. J. Black Messiahs and Uncle Toms: Social and Literary Manipulations of a Religious Myth. University Park, PA; L.: University of Pennsylvania Press, 1982. xii, 278 p.
  • Sanda (Stowers W. H., Anderson W. H.). Appointed: An American Novel. Detroit: Law Print Co, 1894. 321 p. Rpr: N. Y.: AMS Press 1977. 371 p.
  • Simmons W. J. Men of Mark: Eminent, Progressive, and Rising (1887). Chicago, IL: Johnson Publishing Co, 1970. xix, 829 p.
  • Stuckey S. Slave Culture: Nationalist Theory and the Foundations of Black America. N. Y.: Oxford University Press, 1987. 444 p.
  • Van Vechten C. The Negro in Art: How Shall He Be Portrayed? // The Crisis. 1926. March. Vol. XXXI. Р. 219.
  • Whitman A. A. Preface // Whitman A. A. Twasinta's Seminoles, or The Rape Of Florida (1884). St. Louis, MO: Nixon-Jones Printing Co, 1890. P. 5-6.
  • Who's Who of Colored Race. A general biographical dictionary of men and women of African descent. Memento ed. / еd. F. L. Mather. Chicago, IL: F. L. Mather, 1915. 296 p.
  • Williamson J. The Crucible of Race: Black / White Relations in the American South Since Emancipation. N. Y.: Oxford University Press, 1984. xviii, 561 p.
Еще
Статья научная