Знаковые и символические образы в наскальном искусстве Карелии: классификация, проблемы интерпретации

Бесплатный доступ

В статье представлены новые сведения об образах наскального искусства Онежского озера и Белого моря - солярных и лунарных знаках, других абстрактных изображениях со сложной семантикой. Эти изображения признавались ключевыми при расшифровке смысла Онежского наскального искусства. Автор анализирует существующие гипотезы, отмечает их недостатки и предлагает свой взгляд на проблему. На протяжении последнего десятилетия автором проводились полевые исследования петроглифов с использованием современных методов. В результате существенно увеличилось число петроглифов, уточнены их расположение и очертания, что дает более достоверную основу для интерпретации наскального искусства. Петроглифы Карелии существовали в течение ограниченного отрезка времени - менее одного тысячелетия (6,5-7 тыс. л. н.). Вместе с окружающим ландшафтом Онежские и Беломорские петроглифы образуют святилища под открытым небом. Сходство изображений обусловлено хронологией, близкими природными условиями, единой культурной средой; различия скорее связаны с локальными традициями и особенностями природной среды. Близость, иногда тождественность изображений указывает на прямые контакты населения обеих территорий и близкие пути развития петроглифической традиции. Выделяются диски, круги, полумесяцы, жезлы и др., часто соединенные с изображениями птиц, лесных животных, лодок и людей или находящиеся рядом с ними (рис. 1-4). Подобные символы играли важную роль в мифологических представлениях, обрядах и ритуалах неолитического населения Онежского озера.

Еще

Петроглифы онежского озера и белого моря, знаковые и символические изображения

Короткий адрес: https://sciup.org/143173141

IDR: 143173141   |   DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.260.195-208

Список литературы Знаковые и символические образы в наскальном искусстве Карелии: классификация, проблемы интерпретации

  • Брюсов А. Я., 1940. История древней Карелии. М.: ГИМ. 320 с. (Труды ГИМ; вып. IX.)
  • Жульников А. М., 2006. Петроглифы Карелии: Образ мира и миры образов. Петрозаводск: Скандинавия. 224 с.
  • Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., 2012. Петроглифы Канозера. СПб.: ИИМК РАН. 423 с.
  • Лаушкин К. Д., 1959. Онежское святилище. Новая расшифровка петроглифов Карелии // Скандинавский сборник. Вып. 4. Таллин: Эстонское гос. изд-во. С. 83-111.
  • Лаушкин К. Д., 1962. Онежское святилище. Опыт новой расшифровки некоторых петроглифов Карелии // Скандинавский сборник. Вып. 5. Таллин: Эстонское гос. изд-во. С. 177-298.
  • Линевский А. М., 1939. Петроглифы Карелии. Петрозаводск: Каргосиздат. 194 с.
  • Лобанова Н. В., 2007. Петроглифы Старой Залавруги: новые данные - новый взгляд // АЭАЕ. № 1 (29). С. 127-135.
  • Лобанова Н. В., 2014. К вопросу о хронологии и периодизации наскальных изобРАжений Онежского озеРА // РА. № 3. С. 15-33.
  • Лобанова Н. В., 2015а. Петроглифы в низовьях р. Выг: проблемы хронологии и периодизации // РА. № 4. С. 16-34.
  • Лобанова Н. В. 2015б. Петроглифы Онежского озера. М.; Петрозаводск: Ун-т Дмитрия Пожарского. 440 с.
  • Лобанова Н. В., 2016. Новые данные о периодизации наскального искусства Онежского озера // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Вып. 1. Петрозаводск. С. 12-34.
  • Лобанова Н. В., Филатова В. Ф., 2015. Археологические памятники в районе Онежских петроглифов. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского. 464 с.
  • Петроглифы Карелии. Петрозаводск; М.: Северный паломник, 2019. 196 с.
  • Потемкина Т. М., 2016. Небо на скалах Онежского озера по данным археоастрономии // Archaeoastronomy and Ancient Technologies. 4 (1). С. 19-80.
  • Равдоникас В. И., 1936. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 1: Наскальные изображения Онежского озера. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 211 с., 83 вкл. л. (Труды Института этнографии. Т. IX. Археологическая серия; № 1.)
  • Равдоникас В. И.,1937а. Следы тотемических представлений в образах наскальных изображений Онежского озера и Белого моря // СА. № 3. С. 1-32.
  • Равдоникас В. И., 1937б. Элементы космических представлений в образах наскальных изображений // СА. № 4. С. 1-32.
  • Равдоникас В. И., 1938. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 2. Наскальные изображения Белого моря. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 168 с., 87 л. ил. (Труды Института этнографии; т. X. Археологическая серия; № 1.)
  • Равдоникас Ф. В., 1978. Лунарные знаки в наскальных изображениях Онежского озера. У истоков творчества // Исторический вестник. Новосибирск. № 1 (26). С. 116-132.
  • Савватеев Ю. А., 1970. Залавруга. Археологические памятники низовья реки Выг. Ч. 1: Петроглифы. Л.: Наука. 443 с.
  • Столяр А. Д., 1983. "Жезлы" Онежских петроглифов и их материальные прототипы // Изыскания по мезолиту и неолиту СССР / Отв. ред. Л. Я. Крижевская. Л.: Наука. С. 145-158.
  • Grewingk C., 1855. Ueber die in Granit geritzten Bildergruppen am Ostufer des Onega-Sees // Bulletin de la Classe des sciences historiques, philosophiques et politiques de l'Academie Imperiale des Sciences de Saint-Petersbourg. Vol. 12. № 7-8. P 96-103.
  • Hallstrom G., 1960. Monumental art of northern Sweden from the Stone Age: Namforsen and other localities. Stockholm: Almqvist & Wiksell. XVI, 401 p.
  • Helskog K., 1988. Helleristningene i Alta: Spor etter ritualer og dagligliv i Finnmarks forhistorie.Alta: Alta museum. 135 s.
  • Poikalainen V., Ernits E., 1998. Rock carvings of Lake Onega: The Vodla region. Tartu: Estonian Society of Prehistoric Art. 431 p.
  • Tenjes P., 1986. Petrogluufidest ja kalendrist // Tartu Tahetorni kalender 1987 Aastaks. Tallinn. P 63-70.
Еще
Статья научная