Житие св. Никифора севазийского как иллюстрация восприятия иконоборческой эпохи византийцами в позднейшее время (с приложением перевода жития)

Автор: Сенина Монахиня Кассия Татьяна Анатольевна

Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu

Рубрика: Византийское православие

Статья в выпуске: 6 т.24, 2019 года.

Бесплатный доступ

Житие св. Никифора, представляющее собой энкомий, составленный в Х в. монахом Севазийской обители, являет иллюстрацию того, какой виделась иконоборческая эпоха потомкам, уже не заставшим живых свидетелей тех времен. Энкомиаст не знает о своем герое почти ничего конкретного, кроме того, что он был монахом, пострадал за иконы в эпоху второго иконоборчества, а освободившись из ссылки в 821 г., основал монастырь. Иконоборческая ересь ассоциируется для рядовых монахов Х столетия с именами императоров Льва III, Константина V и Льва V, что свидетельствует об успехе распространявшегося иконопочитателями с начала IX в. мифа, будто иконоборческая ересь, в отличие от прочих, родилась не в церковной среде, а в императорском дворце и насаждалась властями, без особой поддержки верующих. Умолчание о последнем императоре-иконоборце Феофиле можно, предположительно, приписать успеху его посмертной реабилитации. Прошлое в Житии окончательно мифологизировано: все епископы, священники и монахи пламенно поддерживают иконопочитание, терпя мучения и лишения; ничего не говорится об отпавших в ересь православных, которых было много и в первый, и во второй периоды иконоборчества. Сам герой Жития являет собой собирательный образ христианского подвижника и исповедника иконопочитания, полностью лишенный индивидуальных черт. В целом содержание Жития показывает, что иконоборческая эпоха к Х в. стала восприниматься верующими - по крайней мере, рядовыми монахами - как время эпических подвигов, характеристики персонажей того времени становятся очень схематичными, а знание исторических событий - фрагментарным и основанным скорее на мифах и легендах, распространявшихся в церковной среде, чем на реальных фактах. К статье прилагается русский перевод Жития св. Никифора Севазийского, снабженный научным комментарием.

Еще

Византийская агиография, история византии, иконоборчество, православие, переводы источников

Короткий адрес: https://sciup.org/149130728

IDR: 149130728   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.6.22

Список литературы Житие св. Никифора севазийского как иллюстрация восприятия иконоборческой эпохи византийцами в позднейшее время (с приложением перевода жития)

  • Афиногенов, Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847) / Д. Е. Афиногенов. - М.: Индрик, 1997. - 224 с.
  • Афиногенов, Д. Е. "Повесть о прощении императора Феофила" и Торжество Православия / Д. Е. Афиногенов. - М.: Индрик, 2004. - 192 с. - (Scrinium Philocalicum, IV).
  • Лев Преступник. Царствование императора Льва V Армянина в византийских хрониках IX века: Феофан Исповедник, Неизвестный хронист (Scriptor Incertus), Георгий Монах (Амартол) / исслед., пер., коммент. Т. А. Сениной (монахини Кассии). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2014. - 160 с. - (Византийская библиотека. Источники).
  • Макарий, игумен Пелекитский, преподобный, исповедник. [Житие] BHG 1003 / предисл. пер. с древнегреч. и коммент. Т. А. Сенина (монахиня Кассия) // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / ред. Т. А. Сениной (монахини Кассии). - СПб.: Квадривиум: Алетейя, 2015. - С. 382-424. - (Byzantina).
  • Никита, игумен Медикийский, преподобный, исповедник. [Житие] BHG 1341 / пер. с древнегреч. Д. Е. Афиногенов; предисл. и коммент. Т. А. Сенина (монахиня Кассия) // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / ред. Т. А. Сенина (монахиня Кассия). - СПб.: Квадривиум: Алетейя, 2015. - С. 255-311. - (Byzantina).
  • Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 1 / предисл. митр. Владимира; вступ. ст. А. С. Сидорова. - М.: Сибирская Благозвонница, 2012. - 1136 с. - (Полное собрание творения святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; 3).
  • Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). Иконопочитатели и иконоборцы IX столетия / Т. А. Сенина // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. 1 / ред. Т. А. Сенина (монахиня Кассия). - СПб.: Квадривиум: Алетейя, 2015. - С. 3-130. - (Byzantina).
  • Brubaker, L. Byzantium in the iconoclastic era, c. 680-850. A History / L. Brubaker, J. Haldon. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - xxiv, 918 p.
  • D'Aiuto, F. La questione delle due redazioni del "Menologio imperiale", con nuove osservazioni sulle sue fonti agiografiche / F. D'Aiuto // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. - 2012. - Vol. 49. - P. 275-361.
  • Delehaye, H. Les passions des martyrs et les genres littйraires / H. Delehaye. - Bruxelles: Sociйtй des Bollandistes, 1966. - 332 p. - (Subsidia Hagiographica; 13B).
  • Efthymiadis, S. Hagiography from the "Dark Age" to the Age of Symeon Metaphrastes (Eighth-Tenth Centuries) / S. Efthymiadis // The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography. Vol. I: Periods and Places / ed. S. Efthymiadis. - Farnham: Ashgate, 2011. - P. 94-142.
  • Halkin, F. Une victime inconnue de Lйon l'Armйnien? Saint Nicйphore de Sйbazй / F. Halkin // Byzantion. - 1953. - Vol. 23. - P. 11-30.
  • Hinterberger, M. Byzantine Hagiography and its Literary Genres. Some Critical Observations / М. Hinterberger // Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography. Vol. II: Genres and Contexts / ed. S. Efthymiadis. - Farnham: Ashgate, 2014. - P. 25-60.
  • Janin, R. Les йglises et les monastиres des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galиsios, Trйbizonde, Athиnes, Thessalonique) / R. Janin. - Paris: Institut Franзais d'Йtudes Byzantines, 1975. - xvi, 492 p. - (Gйographie ecclйsiastique de l'Empire Byzantin, 2).
  • Theophanis Сhronographia. Vol. I / ed. C. de Boor. - Lipsiae: Teubner, 1883. - viii, 503 p.
Еще
Статья научная