Жанр перформанса в творчестве современных казанских композиторов

Автор: Сафиуллина Лилия Гарифулловна, Мингалиева Лейсан Айратовна

Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки @vestnik-susu-humanities

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 4 т.19, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются перформативные тенденции в музыкальном искусстве крупных нестоличных городов (на примере Казани). Произведения Рашида Калимуллина «С петлёй на шее», Эльмира Низамова «В полной темноте или Музыка на ощупь», Романа Пархоменко «Шел Наполеон-то на Россию воевать» ранее не становились предметом исследования. Созданные в конце XX - XXI вв. и представляющие разные способы отражения действительности (трагический, лирический, сатирический), они демонстрируют возрастающий интерес казанских композиторов к жанру музыкального перформанса. Сочинения отличают концептуальность, синтетичность и синестетичность, новое ощущение времени и пространства, телесность, иммерсивность и импровизационность. Построенные на авангардной стилистике, они отрицают жесткую закрепленность текста, используют приемы алеаторики, элементы репетитивной техники. Однако полной деконструкции формы не происходит. Содержательное поле казанских перформансов простирается далеко за рамки эпатажа публики, поднимая темы добра и зла, жизни и смерти, осознания роли художника в современном мире, поиска способов коммуникации между людьми, осмеяния стремления к мировому господству. При этом каждая из композиций допускает «мерцание смыслов», возможность семантической инверсии. Особенностью казанских перформансов является их исполнение в академических залах, а не на альтернативных площадках. Но сам способ подачи материала «взрывает» изнутри привычный антураж, бросая вызов «консервативным» ожиданиям публики. В результате традиционные концертные сцены начинают функционировать в новом для себя качестве, становятся полем для смелых экспериментов. Музыкальные перформансы дополняют представления о «неформальном облике» Казани, выдвигая ее в ряд городов-трансляторов идей современной культуры.

Еще

Музыкальный перформанс, трагифарс, рашид калимуллин, эльмир низамов, роман пархоменко

Короткий адрес: https://sciup.org/147233379

IDR: 147233379   |   DOI: 10.14529/ssh190412

Список литературы Жанр перформанса в творчестве современных казанских композиторов

  • Антонян, М. А. Особенности рецепции перформанса: на материале работ Марины Абрамович: дис. … канд. культурологии / М. А. Антонян. - М., 2015. - 239 с.
  • Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - 320 с.
  • Каткова, М. В. Искусство действия: перформанс - художественное явление второй половины XX века: дис. … канд. иск. / М. В. Каткова. - М., 2000. - 164 с.
  • Кисеева, Е. В. Музыка в цифровом перформансе / Е. В. Кисеева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 1051.
  • Кисеева, Е. В. Музыкально-хореографический перформанс как актуальная форма музыкального театра / Е. В. Кисеева // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. - С. 90-95. DOI: 10.24411/2076-4766-2017-40016
Статья научная