"Жанр" как ключевая проблема советского кинематографа 1968-1985 гг. Государство, кинематографисты, зритель

Бесплатный доступ

1968-1985 гг. - уникальный в истории отечественного кино период по интенсивности интереса и исследовательского энтузиазма к феномену жанрового кино. Волнующей кинематографистов проблеме «жанра» было посвящено множество теоретических трудов и статей. С программами переориентации советского кино на рельсы «коммерческих» жанров выступали многие кинорежиссеры. В это же время в СССР активизируется и расцветает социология кино. В статье рассмотрен комплекс организационно-экономических и социокультурных параметров функционирования советского кинематографа 1968-1985 гг., которые закономерно обусловили повышенный интерес к жанрам со стороны кинообщественности в 1970-е годы, как то: малое количество выпускаемых отечественных фильмов, действительно имевших зрительский интерес и приносивших прокатную прибыль; отсутствие экономических механизмов «обратной связи» со зрительской аудиторией; стабильное падение посещаемости кинотеатров и падение прибыли от кинопроката; выраженное расслоение зрительской аудитории СССР; разворот советского кинематографа в русло «тематического планирования»; активное стремление кинематографистов создавать интересные и привлекающие зрителей фильмы; развитие телевидения, своей спецификой (массовость, конвенциональность) влиявшего на кинопроизводство. Определены противоречия жанровых поисков отечественного кино 1970-х годов, отразившиеся на структуре кинорепертуара и художественном облике фильмов. Делается вывод, что парадоксы и искажения, рожденные в 1970-е годы в отношении кинематографических жанров, до сих пор бытуют в постсоветском кинематографическом пространстве.

Еще

Кинематографический жанр, советское кино, киностудия ленфильм, социология кино, кинопрокат, управление кинематографом, телевидение, жанровый фильм

Короткий адрес: https://readera.org/14951655

IDR: 14951655   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-74-83

Список литературы "Жанр" как ключевая проблема советского кинематографа 1968-1985 гг. Государство, кинематографисты, зритель

  • Дондурей Д.Б. Гуманизм жанра//Киноведческие записки. -1991. -№ 11. -С. 82.
  • Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. -М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  • Косинова М. Параметры кризиса организационно-экономической системы отечественного кинематографа//«После оттепели: Кинематограф 1970-х». -М.: НИИ Киноискусства, 2009. -С. 9-73.
  • Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.). -М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. -775 с.
  • Рондели Л.Д. Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.). -М.: НИИ киноискусства ВГИК им. С.А. Герасимова, 2013. -450 с.
  • Марголит Е.Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития//Киноведческие записки. -2004. -№ 66. -С. 78.
  • Михалков-Кончаловский А.С. В поиске://Искусство кино. -1975. -№ 9. -С. 145-157.
  • Ханютин Ю. Фильм и зритель в системе массовых коммуникаций//Искусство кино. -1976. -№ 9. -С. 33-52.
  • Головской В.С. Между оттепелью и гласностью: кинематограф 70-х. -М.: Материк, 2004. -С. 89.
  • Шукшин В. От прозы к фильму//Кинопанорама. Советское кино сегодня. -М., 1975. -С. 265.
  • Кичин В. Две ветви от одного ствола//Кинопанорама. Вып. 2. -М., 1977. -С. 29-59.
  • Разлогов К.Э. Жанровое пространство и особенности его структурирования//Киноведческие записки. -1991. -№ 11. -С. 78.
  • Фомин В.И. Кино и власть: советское к
Еще
Статья научная