Жанр басни в калмыцкой поэзии ХХ в

Автор: Ханинова Римма Михайловна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается история возникновения и развития заимствованного из русской литературы XIX в. жанра басни в калмыцкой поэзии прошлого столетия. Он не был объектом и предметом отдельного исследования в калмыковедении. Пересмотрено ошибочное утверждение о появлении калмыцкой басни в 1960-е гг., поскольку первые ее образцы появились в 1930-е гг. в творчестве Муутла Эрдниева, Хасыра Сян-Белгина. Подробно проанализированы две басни М. Эрдниева в аспекте жанрового, сюжетного, тематического, художественного своеобразия. Возрождение этого жанра началось в конце 1950-х гг. после Великой Отечественной войны и тринадцатилетней ссылки калмыцкого народа. Среди баснописцев отмечены также Давид Кугультинов, Михаил Хонинов, Тимофей Бембеев. На основе изучения репрезентативных произведений 1950-1970- х гг. этих авторов сделаны следующие выводы. Собственно термин «басня» в теории калмыцкой литературы представлен понятиями, обозначающими иносказание, аллегорию («теҗг», «йогт»). Сами авторы маркировали свои произведения по-разному («теҗг», «шүвтр үг» - острое слово, «басня» (рус.) или вообще без уточнений). Большинство таких басен до сих пор не переведено на русский язык. Для калмыцкой басни, в общем, значимо влияние национального фольклора, в том числе сказок о животных. Она ориентирована на русскую басенную традицию, на творчество И.А. Крылова, отсюда обращение к его сюжетам и персонажам в трансформированном виде и переводы его произведений на калмыцкий язык. Сохраняя каноны классической басни, калмыцкие авторы вносили национальное своеобразие в поэтику своих произведений, вводя элементы истории, культуры, быта, используя афористические жанры - пословицы, поговорки, загадки. Все басни имеют стихотворную форму (чаще строфическую), сохраняя национальную версификацию в виде анафоры. Они представляют жанровые сценки или истории с включением монологической и диалогической разговорной речи, обычно с финальной моралью. Тематический диапазон басни достаточно обширен: от социальной, политической сатиры до нравственно-духовных аспектов, являя связь с современной действительностью. Развитие басни в калмыцкой поэзии относится к 1960-1970-м гг., в начале 1980-х гг. происходит угасание этого жанра в связи с актуализацией других жанров и уходом из жизни некоторых авторов. Следовательно, законченность сюжетного развития, единство действия и сжатость изложения, соприкосновение с животным эпосом, простота, однозначность и постоянство его образов и характеров, перенесение на природный мир форм человеческого быта и поведения сближают жанры классической и калмыцкой басни, являя связь традиций и новаций, национальное своеобразие и поэтику.

Еще

Калмыцкая басня, русская басня, поэтика, традиция, новации, фольклор, национальная версификация

Короткий адрес: https://sciup.org/149127116

IDR: 149127116   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00064

Список литературы Жанр басни в калмыцкой поэзии ХХ в

  • Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста, 2007.
  • Гаршин В.М. Лягушка-путешественница: сказка. М., 1986.
  • Гаспаров М.Л. Басня//Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. Стлб. 73-74.
  • Джамбинова Р.А., Салдусова А.Г., Ханинова Р.М. Литература//История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 3. Элиста, 2009. С. 492-528.
  • Квятковский А.П. Басня//Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966. С. 57-58.
  • Крылов И.А. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1969.
  • Мифы, легенды и предания калмыков. М., 2017.
  • Нармаев М.Б. Этапы становления и развития калмыцкой литературы//Калмыцкая художественная литература на подъеме. Элиста, 1962. С. 15-29.
  • Орлицкий Ю.Б. Басня//Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 30.
  • Панчатантра/пер. с санскрита и примеч. А.Я. Сыркина. М., 1958.
  • Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая/сост., пер. Б.Х. Тодаевой. Элиста, 2007.
  • Хонинов М.В. Как я был конокрадом: стихи, рассказ. М., 1979.
  • Хонинов М.В. Хавал-Бахвал: стихи. М., 1973.
  • Цеденова С.Н. (сост.). Русско-калмыцко-монгольский словарь литературоведческих терминов. Элиста, 2012.
  • Чиров Д.Т. Грани любви. Творческий портрет Михаила Хонинова. Элиста, 2007.
  • Шараева Т.И. Этнические маркеры калмыков: исследование и материалы. Элиста, 2017.
  • Бембин Т. Аршан болн хорн: шүлгүд. Элст, 1970.
  • Канкаев Э.П. И.А. Крыловин теҗгүд хальмгар = Басни И.А. Крылова на калмыцком языке/пер. с рус. Э. Канкаев. Элиста, 2012.
  • Кɵглтин Д. Җирһл: шүлгүд болн поэмс. Элст, 1960.
  • Крылов И.А. Керǝ болн арат. Сар мɵчн болн козлдур. Цаяха хун цурх һурвн. Чон болн тоһрун. Уут. Зан болн моська. Цар болн меклǝ//Теегин герл. 1960. № 8. Х. 197-203.
  • Меклǝ шорһлҗн хойр//Хальмг туульс. 1-гч боть. Элиста, 1961.
  • Сян-Белгин Х. Нарни урһцла: шүлгүд болн поэмс. Элст, 1963.
  • Хоньна М. Арат колхозд//Хальмг үнн. 1973. Октябрин 16. Х. 2.
  • Хоньна М. Хавал//Хоньна М. Эцкин һазр: суңһсн шүлгүд болн поэмс. Элст, 1974. Х. 125-127.
  • Хоньна М. Худлчнрла дǝ кехм//Хоньна М. Эцкин һазр: суңһсн шүлгүд болн поэмс. Элст, 1974. Х. 145-147.
  • Миронов А.С. Концепт силы в системе ценностей русской былины//Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 2 (23). С. 35-49.
  • Эрднин М. Керсү меклǝ//Хальмг поэзин антолог. Элст, 1962. Х. 263-264.
Еще
Статья научная