Заглавие как знак авторской картины мира

Автор: Хорева Лариса Георгиевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (43), 2017 года.

Бесплатный доступ

Образ автора в художественном произведении - один из самых дискуссионных объектов исследования отечественных и зарубежных литературоведов. Филологи изучают образ автора с разных точек зрения: биографии писателя как реаль-но существовавшего и/или существующего человека; как грамматическую категорию; как повествователя в художественном произведении и как автора - демиурга, стоящего над рассказанной историей. Видный отечественный ученый В.В. Виноградов для фор-мирования полномасштабной картины образа автора в каждом отдельно взятом произ-ведении предлагает рассмотреть и проанализировать концепты, прилегающие к поня-тию «автор» и обнаруживающие авторские интенции и эстетическое мировоззрение или картину мира писателя. К таковым относятся заглавие, эпиграф, предисловие, по-слесловие, посвящение, ключевые слова, авторские ремарки. Первым ключевым знаком авторского присутствия в любом тексте является заглавие, которое является одной из самых эффективных форм передачи авторского замысла и становится ключом ко всему произведению, устанавливая определенные семантические связи в текстовом пространстве. В статье рассмотрена классификация заглавий как способ реализации авторских интенций.

Еще

Автор, заглавие, картина мира, авторская интенция, категория текста

Короткий адрес: https://sciup.org/14914650

IDR: 14914650

Список литературы Заглавие как знак авторской картины мира

  • Тамарченко Н.Д. Автор и его образ//Введение в литературоведение. М., 2006. С. 77.
  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 112.
  • Фуко М. Что такое автор?//Современная литературная теория. М., 2004. С. 81.
  • Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 356.
  • Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. М., 1931. С. 4.
  • Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика. Тверь, 1998.
  • Петровский М. Морфология новеллы//Ars Poetica. Сб. 1. М., 1927. С. 69-100.
  • Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985. С. 70.
  • Эко У. Записки на полях «Имени розы». М., 2011. С. 5.
  • Лотман Ю.М. Выход в лабиринт//Эко У. Имя розы. М., 1998. С. 651.
  • Веселова Н., Орлицкий Ю. Заметки о заглавии//Арион. 1998. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/arion/1998/1/vesel114-p-pr.html (дата обращения 29.11.17).
Статья научная