Загадка "Признаний Ната Тернера" (1831): к истории создания и бытования текста в американской литературной традиции

Автор: Панова Ольга Юрьевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 2 (49), 2019 года.

Бесплатный доступ

«Признания Ната Тернера» (1831), записанные Томасом Греем в тюрьме со слов предводителя виргинского восстания рабов накануне его казни, -один из самых интригующих текстов в истории американской словесности. Он отличается жанровым синкретизмом: в нем присутствуют признаки разных видов (авто)биографических повествований - признаний преступников, духовной автобиографии, невольничьего повествования, а также проповеди и сенсационной журналистики. Совместное произведение повествователя (Ната Тернера) и его стенографа и редактора (Т. Грея) порождает серьезные и труднорешаемые проблемы, связанные с авторством и аутентичностью текста. В «Признаниях Ната Тернера» стратегии рассказчика и его «стенографа» Томаса Грея подчеркнуто различны; создается амбивалентный портрет Ната Тернера, который предстает то как мрачный фанатик и кровожадный убийца, то как пророк-духовидец и борец за свободу. Жанровое, тематическое и стилистическое своеобразие «Признаний Ната Тернера» во многом объясняет значимость этого текста для американской литературной традиции. В романе Г. Бичер-Стоу «Дред, история о Великом мрачном болоте» (1856) Тернер стал прототипом бунтаря Дреда. Легенду о Нате Тернере исследовал выпускник Гарварда, унитарианский пастор, аболиционист Томас Уэнтворт Хиггинсон (1823-1911), пытавшийся восстановить исторические факты и нарисовать портрет черного бунтаря. В ХХ в. в числе прочих к образу Тернера обратился Роберт Хейден, сложивший «Балладу о Нате Тернере» (1962). Присутствие двух резко отличных стилей и повествовательных манер в тексте «Признаний.» легло в основу романа У. Стайрона «Признания Ната Тернера» (1967), отмеченного в 1968 г. Пулицеровской премией. У Стайрона Нат предстает как персонаж с раздвоенной личностью, «чернокожий Гамлет», страдающий от невозможности совместить в одном человеке проповедника и полководца, мистика и политического лидера. Роман писателя-белого южанина, вышедший в разгар «черной революции» 1960-х гг., спровоцировал гневную реакцию афроамериканских радикалов-шестидесятников В защиту романа выступили крупные афроамериканские писатели Р. Эллисон, Дж. Болдуин, известный историк Ю. Дженовезе. Полемика вокруг романа Стайрона продолжалась и в постшестидесятнической афроамериканистике (У Эндрюс, Г.Л. Гейтс-мл.). Стайрон привлек внимание к исходному тексту, «Признаниям Ната Тернера», записанным Т. Греем в 1831 г., и спровоцировал взрыв интереса к полузабытому жанру невольничьих повествований. Книга Стайрона стала импульсом для исследовательского «бума» вокруг повествований рабов в афроамериканистике и для появления и расцвета в афроамериканской литературе рубежа XX-XXI вв. жанра «нео-невольничьих повествований».

Еще

История литературы сша, афроамериканская литература, признания преступников, духовная автобиография, невольничьи повествования, "признания ната тернера", у стайрон

Короткий адрес: https://sciup.org/149127163

IDR: 149127163   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00050

Список литературы Загадка "Признаний Ната Тернера" (1831): к истории создания и бытования текста в американской литературной традиции

  • Панова О.Ю. К истории афроамериканской литературной традиции: жанр признаний преступников в XVIII в. и складывание автобиографического канона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2014. № 1. С. 101-106.
  • Панова О.Ю. «Я восславил Господа»: Джон Маррант и Первое религиозное пробуждение в Америке // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Серия III: Филология. 2012. № 2. С. 119-134.
  • Стулов Ю.В. Жанр нео-невольничьего повествования в современной афроамериканской литературе // Вiсник Львiвського унiверситету. Сер. iнозємнi мови. 2012. Вип. 20. Ч. 2. С. 160-166.
  • Стулов Ю.В. «Невольничье повествование» и современный афроамериканский исторический роман // Гуманитарный вектор. 2010. № 4 (24). С. 151-160.
  • Andrews W. To Tell a Free Story: the First Century of Afro-American Autobiography, 1769-1865. Urbana; Chicago, 1986.
  • Clarke J.H. (ed.) William Styron’s Nat Turner: Ten Black Writers Respond. Boston, MA, 1968.
  • The Confessions of Nat Turner, the Leader of the Late Insurrection in South Hampton, Va. as fully and voluntarily made to Thomas R. Gray in the prison where he was confined, and acknowledged by him to be such when read before the Court Of Southampton; with the certificate, under seal of the court convened at Jerusalem, Nov. 5, 1831, for his trial. Also, an authentic account of the whole insurrection, with lists of the whites who were murdered, and of the negroes brought before the court of Southhampton, and there sentenced, &c. Baltimore, MD, 1831.
  • Cooley T. The Ivory Leg in the Ebony Cabinet: Madness, Race and Gender in Victorian America. Amherst, MA, 2001.
  • An Exchange on "Nat Turner". Anna Mary Wells, Vincent Harding, and Mike Thelwell in response to Eugene D. Genovese The Nat Turner Case from the September 12, 1968 issue // New York Review of Books. 1968. 7 Nov.
  • Genovese E.D. The Nat Turner Case // The New York Review of Books. 1968. Sept. 12.
  • Greenberg K.S. (ed.) Nat Turner: A Slave Rebellion in History and Memory. New York, 2003.
  • Henry Louis Gates Jr. on William Styron’s Controversial Novel. Open Road Integrated Media. 2012. Feb. 21. URL: https://www.youtube.com/watch?v=snLGT7es3qg (дата обращения 20.06.2018).
  • Rushdi A. H.A. Reading Black, White and Grey in 1968 // Criticism and the Color Line: Desegregating American Literary Studies. New Brunswick, NJ, 1996. P. 63-94.
  • Starling M.W. The Slave Narrative: Its Place in American History. Boston, MA, 1981.
  • Stepto R.B. From behind the Veil: A Study of Afro-American Literature. Chicago, IL, 1991.
Еще
Статья научная