Возвышение образа Руси в музыкально-гимнографическом творчестве митрополита Киприана и царя Ивана Грозного

Бесплатный доступ

Исследование посвящено творчеству в области гимнографического искусства двух выдающихся деятелей русского истории - митрополита всея Руси cвятителя Киприана (ок. 1330-1406) и царя Ивана IV Грозного (1530-1584). Каждый из них создал стихиры первому московскому митрополиту святителю Петру (†1326). Цикл стихир царя Ивана, как и цикл митрополита Киприана, создан для исполнения за богослужением в день «преставления» святителя Петра (21 декабря). Установлено, что они написаны по образцу, известному по певческим рукописям XII в., - подобну 2-го гласа «Кыми похвалеными». Автор впервые выполнила текстологический анализ, сопоставив стихиры митрополита Киприана со стихирами Ивана Грозного. Источником исследования стали их записи из Стихирарей выдающегося деятеля церковного музыкально-певческого искусства Логина Шишелова. Выявлено, что царь Иван, создавая собственный цикл стихир, опирался на достижения митр. Киприана. Он в завершении всех трех песнопений своего цикла повторил киприановскую строфу « Землю Русскую веселящу течении Петра теплаго предстателя нашего и хранителя ». Царь позаимстовал у предшественника олицетворение Петра с «рекой многих чудес», радующей Русскую Землю своим «течением». Государь сохранил этот образ во всех своих стихирах, несколько изменяя его в каждой из них: река благочестия, река чудес, река исцелений. Особой силой воздействия на слушателей обладает музыкально-художественный прием, примененный Грозным. Он акцентирует как семантическое ядро цикла слова «Землю Русскую», которые исполняются как речитация на одном звуке. При таком исполнении все внимание направлено на восприятие смысла слов, наиболее значимых для царя. Так смысл образа, наметившийся митрополитом Киприаном, который «божественного Петра воспевающе» как «похвалу земли Рустеи», в стихирах царя становится главенствующим. В истории имена митр. Киприана и царя Ивана Грозного навсегда связаны c воспетым ими образом святителя Петра.

Еще

Древнерусское певческое искусство, гимнография, авторское творчество, песнопения, стихиры святителю в честь петра митрополита всея руси, царь иван грозный, святитель киприана митрополит всея руси

Короткий адрес: https://sciup.org/147231677

IDR: 147231677   |   DOI: 10.14529/ssh200213

Список литературы Возвышение образа Руси в музыкально-гимнографическом творчестве митрополита Киприана и царя Ивана Грозного

  • Дончева-Панайотова, Н. О митрополите Киприане и Служебнике с его Поучением / Н. Дончева-Панайотова // Славянские литературы: X Международный съезд славистов: доклады. - Москва, 1968. - С. 66-81.
  • Парфентьев, Н. П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного / Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - Т. 14, № 1. - С. 51-59.
  • Парфентьев, Н. П. "Преславный певец" и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624) и его произведения / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. материалов науч. конф. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - С. 15-32.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры "на подобен" царя Ивана Грозного в честь святителя Петра, митрополита всея Руси / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социальногуманитарные науки. - 2014. - Т. 14, № 1. - С. 60-73.
  • Прохоров, Г. М. Киприан / Г. М. Прохоров // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. - Ленинград, 1985. - Т. 39. - С. 56-57
  • РГБ. Ф. 304. № 428.
  • Седова, Р. А. Служба митрополиту Петру / Р. А. Седова // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. - Санкт-Петербург, 1992. - Т. 45. - С. 231-248.
  • СПМЗ. № 274.
  • Parfentjew, N. Zum Problem der Attribution von Gesangwerken des Zaren Iwan des Schrecklichen / N. Parfentjew // Теория и история монодии: доклады междунар. конф. (Вена, 2014). - Т. 8. - Брно, 2016. - С. 511-519.
Еще
Статья научная