Вопрос о сходстве и семиотика двойничества: в окрестностях романа Ф.М. Достоевского "Идиот"

Автор: Фаустов Андрей Анатольевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется (крупным планом - на примере романа «Идиот»), как в творчестве Достоевского проблематизируется вопрос о сходстве. Истинное сходство у Достоевского балансирует на тонкой черте между двумя формами ложного сходства: «фотографическим», случайностным тождеством и карикатурой, - и в силу этого не может не быть принципиально «нечетким». В проекции на ось времени это дает идею, что такое истинное сходство - явление крайне редкое, если не сингулярное. С точки зрения семиотической организации текста размывание подобия объясняется действием метонимической логики, предполагающей отсутствие устойчивых границ между референтами и устойчиво связанных с референтами означающих. В случае Достоевского метонимическая перепланировка мира оборачивается повествовательной дисперсией, когда скольжение означающих сопровождается умножением и расхождением смыслов и референций. В связи с этим в статье подвергается ревизии распространенный взгляд, согласно которому отношения между героями Достоевского могут быть описаны как тотальное двойничество. Если определять двойников в качестве персонажей, обладающих абсолютным телесным сходством, которое они взаимно удостоверяют, то у Достоевского мы недаром находим единственную пару двойников - двух Голядкиных. То, что принято считать двойниками, в действительности нужно квалифицировать как персонажей, связанных не в смысловой плоскости, а с помощью операции одинакового означивания (в статье это демонстрируется на примере работы в «Идиоте» признака детскости). Такого рода отношения предлагается называть сюръекцией, при которой одно и то же магистральное для текста означающее соответствует более чем одному персонажу.

Еще

Ф.м. достоевский,

Короткий адрес: https://readera.org/149127423

IDR: 149127423   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00006

Список литературы Вопрос о сходстве и семиотика двойничества: в окрестностях романа Ф.М. Достоевского "Идиот"

  • Бицилли П.М. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского // Би-цилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996. С. 483-549.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972-1990.
  • Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф.М. Достоевского. М., 2001.
  • Михалева А.А. «Преступление и наказание» и «Эликсиры сатаны» Э.Т. А. Гофмана // Готическая традиция в русской литературе. М., 2008. С. 164-198.
  • Новикова Е.Г. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Томск, 2016.
  • Перлина Н.М. Тексты-картины и экфразисы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». СПб., 2017.
  • (a) Фаустов А.А. Литературные двойники как семиотическая проблема // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология и журналистика. 2019. № 3. С. 73-77.
  • Фаустов А.А. О метатропах: попытка систематизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 5-8.
  • (b) Фаустов А.А. О повествовательной дисперсии: роман ФМ. Достоевского «Идиот» // Культура и текст. 2019. № 4 (39). С. 6-21.
  • XXI вeк глазами Достоевского: перспективы человечества. M., 2002.
  • Busch R.L. The Myshkin-Ippolit-Rogozhin Triad // Canadian-American Slavic Studies. 1983. Vol. 17, № 3. P. 372-383.
  • Corrigan Y. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanston (Illinois), 2017.
  • Dolezel L. The fictional world of Dostoevskij's "The Idiot" // Russian Literature. 1993. Vol. XXXIII. P. 239-248.
  • Finke M.C. Metapoesis: The Russian Tradition from Pushkin to Chekhov. Durham, 1995.
  • Frank J. Dostoevsky. The Seeds of Revolt. 1821-1849. Princeton, 1976.
  • Herdman J. The double in nineteenth-century fiction. London, 1990.
  • Passage Ch.E. The russian hoffmannists. The Hague, 1963.
  • Reber N. Studien zur Motiv des Doppelgängers bei Dostojevskij und E.T.A. Hoffmann. Gießen, 1964.
  • Young S. Dostoevsky's "The Idiot" and the Ethical Foundations of Narrative: Reading, Narrating, Scripting. London, 2004.
Еще
Статья научная