Волосы-змеи. К проблеме семантики византийских филактериев с "Истерой"

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу конкретного типа византийских филактериев (амулетов), являющихся ярким проявлением народных верований, сочетающих в себе языческие, магические и христианские компоненты. Речь идет о так называемых «змеевиках» - подвесках с изображением головы с рептилиями вместо волос или просто в сочетании со змеями. На многих из них присутствует магическая надпись с упоминанием «истеры» (матки), под которой может пониматься как этот конкретный орган, так и разные вредоносные сущности. По этой причине существует проблема соотнесения изображения и магической надписи. Но в статье предпринимается попытка интерпретации змеевидной композиции в контексте ее функционального предназначения. В историографии представлено множество мнений о том, что могли представлять изображения на данном типе памятников. В разное время исследователи видели в образе головы со змеями Медузу Горгону, дракона-сатану, русскую Афродиту - богиню Ладу, Абрасакса, Софию офитов, медного змия Моисеева, Еву и дьявола, семиглавого змия и семь смертных грехов, сестер-лихорадок, дракона из Апокалипсиса, змея Эскулапа, трансформировавшегося в сатану. Кроме того, композицию признавали «портретом» демона и его козней, возводили к образу Хнубиса и считали персонификацией самой истеры-матки. В статье смысл змеевидной композиции рассматривается в сопоставительном анализе с другими изображениями на амулетах. Это возможно благодаря наличию стереотипов и общих принципов в построении магических рисунков, наносившихся на обереги, а также общего смысла, который связан с функциональным предназначением филактериев. В разных видах изображений на амулетах смысловой акцент сделан на воспроизведении желаемого действия. Ради него изготавливались и употреблялись филактерии. Ради него на амулет наносились магические тексты, знаки, образы святых, Богоматери и даже самого Христа. Символизм змеевидной композиции раскрывается в пределах этой же знаковой системы. Рисунок, сочетающий голову (лицо) и извивающихся змей, наглядно представляет желаемый эффект - исход, бегство недугов или сил зла, символизируемых рептилиями, из человека.

Еще

Византийское христианство, народные верования, амулеты, филактерии, волосы-змеи

Короткий адрес: https://sciup.org/149130731

IDR: 149130731   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.6.25

Список литературы Волосы-змеи. К проблеме семантики византийских филактериев с "Истерой"

  • Barabanov N.D. K istorii vizantiyskikh narodnykh verovaniy. Istera [To the History of Byzantine Folk Beliefs. Hystera]. Antichnaya drevnost i srednie veka, 2003, vol. 34, pp. 322-347.
  • Vagner G.K. O zmeevidnoy kompozitsii na drevnerusskikh amuletakh - zmeevikakh [On the Serpentine Composition on Old Russian Serpentine Amulets]. Kratkie soobshcheniya instituta arkheologii [Brief Communications of the Institute of Archaeology], 1961, vol. 85, pp. 26-30.
  • Evgeniy (Bolkhovitinov), metropolitan. Zamechaniya o chernigovskoy grivne [Notes About the Chernihiv Hryvnia]. Trudy i letopisi obshchestva istorii i drevnostey rossiyskikh pri Moskovskom universitete, 1833, vol. VI, pp. 121-123.
  • Afinogenov D.E., ed. Zhitie prepodobnogo Ottsa nashego Feodora, arkhimandrita Sikeonskogo, napisannoe Georgiem, uchenikom ego i igumenom toy zhe obiteli [Life of Our Venerable Father Theodore, Archimandrite of Sikeon, Written by George, His Disciple and Abbot of the Same Monastery]. Moscow, Indrik Publ., 2005. 183 p.
  • Zalesskaya V.N. K voprosu ob atributsii suzdalskogozmeevika (vsvyazi so stateyA.V. Ryndinoy "Suzdalskiy zmeevik" [On the Issue of Attribution of the Suzdal Coil (In Connection with the Article by A.V. Ryndina "Suzdal Coil")]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantina Xronika], 1974, vol. 36, pp. 184-189.
  • Nikolaeva T.V., Chernetsov A.V. Drevnerusskie amulety-zmeeviki [Old Russian Coil Amulets]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 124 p.
  • Orlov A.S. Amulety "zmeeviki" Istoricheskogo muzeya [Amulets "Coils" of the Historical Museum]. Moscow, 1926. 55 p.
  • Petrov N. O proiskhozhdenii i znachenii tak nazyvaemykh zmeevikov [On the Origin and Significance of the So-Called Coils]. Sbornik snimkov s predmetov drevnosti, nakhodyashchikhsya v g. Kieve v chastnykh rukakh [Collection of Photographs of Privately Owned Antiquities from Kiev]. Kiev, Tipografiya S.V. Kulzhenko, 1891, vol. 3-4, pp. 17-20.
  • Rybakov B.A. Yazychestvo Drevney Rusi [Paganism of Ancient Russia]. Moscow, Nauka Publ., 1987. 221 p.
  • Sokolov M.I. Apokrificheskiy material dlya obyasneniya amuletov, nazyvaemykh zmeevikami [Apocryphal Material for Explaining Amulets Called Serpentines]. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya, 1889, vol. CCLXIII, no. 2 (June), pp. 339-368.
  • Sokolov M.I. Novyy material dlya obyasneniya amuletov, nazyvaemykh zmeevikami [New Material for Explaining Amulets Called Serpentines]. Drevnosti: Trudy slavyanskoy komissii imperatorskogo moskovskogo arkheologicheskogo obshchestva, 1895, vol. 1, pp. 134-202.
  • TolstoyI.I. O russkikh amuletakh, nazyvaemykh zmeevikami [About Russian Amulets Called Serpentines]. Zapiski imperatorskogo russkogo arkheologicheskogo obshchestva, 1888, vol. III, pp. 363-413.
  • Uvarov A.S. Vizantiyskie filakterii i russkie nauzy [Byzantine Phylacteries and Russian Sciences]. Uvarov A.S., ed. Sbornik melkikh trudov [Collection of Minor Works]. Moscow, Tipografiya G. Lissnera i D. Sobko, 1910, vol. 1, pp. 239-258.
  • Barb A.A. Diva Matrix: A Faked Gnostic Intaglio in the Possession of P.P. Rubens and the Iconology of a Symbol. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1953, vol. 16, pp. 193-238.
  • Björklund H. Classical Traces of Metamorphosis in the Byzantine Hystera Formula. Dumbarton Oaks Papers, 2016, vol. 70, pp. 151-166.
  • Björklund H. Protecting Against Child- Killing Demons: Uterus Amulets in the Late Antique and Byzantine Magical World: Doctoral Diss. (Article-Based). Helsinki, 2017. 82 p.
  • Blankoff J. A propos d'une amulette zmeevik du musée de Vologda. Annuaire de l'Institut de Philologie et d'Histoire orientales et slaves, 1973, vol. XX, pp. 129-135.
  • Blankoff J. O dvoeverii i amuletakh zmeevikakh [About Double Faith and Amulets- Serpentines]. Grashchenkov V.N., ed. Vizantiya, yuzhnye slavyane i drevnyaya Rus, Zapadnaya Evropa [Byzantium, the Southern Slavs and Ancient Rus, Western Europe]. Moscow, Nauka Publ., 1973, pp. 203-210.
  • Blankoff J. Survivances du paganisme en vieille Russie. Problèmes d'histoire du Christianisme, 1979, vol. 8, pp. 29-44.
  • Blankoff J. Apropos de la Grivna-Zméevik de Èernigov. Studies on the Slavo-Byzantine and West- European Middle Ages. In memoriam Ivan Dujèev, 1988, vol. I, pp. 123-131.
  • Drexler W.Alte Beschwörungen: 1. Byzantinische Beschwörungen der Ystera und ein italienisches Gebet gegen das male del fianco e di matron. Philologus. Zeitschrift für das klassische Altertum, 1899, vol. 12 (58), no. 1-4, pp. 594-608.
  • Grabar A. Amulettes byzantines du Moyen Age. Puech H.-Ch., ed. Mélanges d' histoire des religions offerts à H.-Ch. Puech. Paris, Presses universitaires de France, 1974, pp. 531-541. 23.Horníèková K. The Power of the Word and the Power of the Image. Towards an Anthropological Interpretation of Byzantine Magical Amulets. Byzantinoslavica, 1998, vol. 59 (2), pp. 239-246.
  • Laurent V. Amulettes byzantines et formulaire magiques. Byzantinische Zeitschrift, 1936, vol. 36, pp. 300-315.
  • Schlumberger G. Amulettes byzantins anciens, destinés à combattre les maléfices et maladies. Revue des études grecques, 1892, vol. V, pp. 73-93.
  • Spier J. Medieval Byzantine Magical Amulets and Their Tradition. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1993, vol. 56, pp. 25-62.
  • Vikan G. Art, Medecine, and Magic in Early Byzantium. DumbartonOaksPapers,1984,vol. 38,pp.65-86.
  • Zalesskaja V.N. Amulettes byzantines magiques et leur liens avec le littérature apocriphe. Actes du XIV Congrès International des Etudes Byzantines. Bucarest, 1976, vol. III, pp. 243-247.
Еще
Статья научная