"Внезапный приступ" как прием порождения зачина текста

Автор: Ефименко Александр Евгеньевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается классификация Томашевским приемов зачина, или приступа, художественного текста: «прямая экспозиция» и «внезапный приступ». При «прямой экспозиции» текст открывается зачином-резюме; при «внезапном приступе» текст - репликой действующего лица. В статье предлагается рассматривать «внезапный приступ» как прием порождения текста, в частности, прием порождения аналепсиса, или ретроспекции. Показано, что «внезапный приступ» может выполнять разные функции. Так, в одних текстах «внезапный приступ», располагаемый в «настоящем персонажей», используется для того, чтобы своим вводом вызвать последующий аналепсис в «прошедшем персонажей», несущий разъяснение материала, введенного «внезапным приступом». В других текстах «внезапный приступ» осуществляет функцию ввода связанных мотивов или ввода темы для последующего раскрытия, причем в этом случае прием «внезапный приступ» позволяет порождать весьма большой сегмент текста, если он содержит достаточно много мотивов или потенциально содержательную тему, которые ожидают своего развертывания в аналептическом фрагменте. В обоих случаях аналепетический фрагмент может передаваться либо в прямой речи персонажа, либо в так называемой авторской речи. Непосредственным материалом для анализа служат различные произведения известных русских писателей XIX- XX вв.: Чехова, Куприна, Островского, Аксенова.

Еще

Короткий адрес: https://readera.org/149127421

IDR: 149127421   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00004

Список литературы "Внезапный приступ" как прием порождения зачина текста

  • Аксенов В.П. Коллеги [1960] // Аксенов В.П. Жаль, что вас не было с нами. М., 1969. С. 5-201.
  • Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов [1973]. 10-е изд., стер. М., 2010.
  • Горький М. Письма начинающим литераторам [1930] // Горький М. О литературе. М., 1935. С. 270-292.
  • Ефименко А.Е. А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов: поиски порождения текста // Профессия: литератор. Год рождения: 1937. Елец, 2017. С. 163-172.
  • Ефименко А.Е. От sujet к сюжету и далее к syuzhet // Шаги. Steps. 2019. Т. 5. № 2. С. 10-35. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-2-10-35
  • Женетт Ж. Дискурс повествования [1972] // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 1. М., 1998. С. 60-281.
  • Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Структурная поэтика - порождающая поэтика [1967] // Щеглов Ю.К. Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы. М., 2012. С. 15-32.
  • Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.
  • Куприн А.И. Олеся [1898] // Куприн А.И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М., 1957.
  • Маслов Ю.С. Структура повествовательного текста и типология прете-риальных систем славянского глагола [1984] // Маслов Ю.С. Избранные труды: Аспектология. Общее языкознание. М., 2004. С. 216-249.
  • Островский Н.А. Как закалялась сталь [1934]. М., 1973.
  • Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. [1931]. М., 1996.
  • Тюпа В.И. Анализ художественного текста. 3-е изд., стер. М., 2009.
  • Чернец Л.В. Аспекты композиции // Введение в литературоведение. М., 2004. С. 322-339.
  • Чехов А.П. Рассказы и повести. М., 1984.
  • Шкловский В.Б. Строение рассказа и романа [1921] // Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1929. С. 68-90.
Еще
Статья научная