Влияние моральных презумпций капиталистического гештальта на современные коммуникативные практики

Автор: Хлебникова Ольга Владимировна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 (36), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются моральные презумпции современного капиталистического гештальта в контексте их воздействия на бытование существующих коммуникативных практик. При этом значение термина «капиталистический гештальт» определяется в качестве особой совокупности базовых онтологизирующих установок современного сознания капитализма. Работа этих установок интерпретируется в русле положений постструктурализма и постмодернизма. В подобном отношении исходными основаниями рассуждения о морали выступают нелигитимность фундаментальных трансцендентных отсылок, «естественность» морального права человека, актуальность формальной, а не субстанциальной морали и сведение человечности к голой процессуальности обыденного. К важнейшим моральным презумпциям модернового капиталистического гештальта можно отнести имплицитную самоценность экономической логики и значимость рекурсии социальных изменений самих по себе. Капиталистический гештальт предполагает отождествление рациональности вообще с принципами бытования именно экономической рациональности, превращая последнюю в единственную морально допустимую разновидность логики. Данное превращение вынуждает современного человека к существованию в качестве механического элемента во всеобщей структуре желающей машинности, которое объявляется его свободным нравственным выбором. Такое положение дел задает общую направленность всех актуальных коммуникативных практик. Развитие капитализма также постоянно требует конституирования рекурсии социальных перемен, вовне которой он не только перестал бы быть возможным, но и утратил бы право на идеологическую претензию морального превосходства над иными видами социально-экономической организации. Капитализм нуждается в перманентных, но при этом программируемых и направляемых изменениях ландшафта реальности как в важнейшем механизме своего выживания. Такие изменения играют в нем роль ведущего средства интенсификации процесса становления онтологической Пользы на фоне тотального умножения капиталистической прибыли. Важнейшим эффектом действия капиталистического гештальта, сказывающимся на всякой современной коммуникативной практике, является продуцирование в человеке невротического переживания иллюзии полноценности собственного бытия.

Еще

Мораль, коммуникативная практика, капиталистический гештальт, экономическая логика, повседневность, желающая машинность, рекурсия социальных изменений, невротическое переживание

Короткий адрес: https://sciup.org/147227475

IDR: 147227475   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2018-4-517-531

Список литературы Влияние моральных презумпций капиталистического гештальта на современные коммуникативные практики

  • Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239 с.
  • Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.
  • Бочарников В.Н. Конструкт и гештальт - неоинструментальные средства гуманитарной науки // Гуманитарный вектор. 2014. № 2(38). С. 150-157.
  • Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. М.: Канон+: Реабилитация, 2012. 208 с.
  • Бунько В.А. Гипотеза как гештальт // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 2, № 4. С. 70-80.
  • Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. 176 с.
  • Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 368 с.
  • Делез Ж. Логика смысла. М.: Академ. проект, 2011. 472 с.
  • Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
  • Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академ. проект, 2000. 430 с.
  • Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М.: Прагматика культуры, 2002. 160 с.
  • Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. М.: Европа, 2008. 516 с.
  • Захарова Е.В. Гештальт-терапия: деконструкция в диалоге // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 5. С. 9-14.
  • Зомбарт В. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Буржуа: К истории духовного развития современного экономического человека. СПб.: Владимир Даль, 2005. 638 с.
  • Зотов В.В., Лысенко В.А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 53-55.
  • Касториадис К. «Рациональность» капитализма // Политико-философский ежегодник ИФ РАН. 2010. Вып. 3. С. 21-53.
  • Кляйн Н. Доктрина шока. М.: Добрая книга, 2009. 656 с.
  • Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998. 208 с.
  • Кьеркегор С. Или - или. Фрагмент из жизни. СПб.: Изд-во РХГА: Амфора, 2011. 823 с.
  • Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 432 с.
  • Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001. 440 с.
  • Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  • Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  • Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. М.: Политиздат, 1960. Т. 23. 908 с.
  • Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
  • Резник И.В. Когнитивно-функциональные аспекты реализации понятий «гештальт» и «гештальт-структура» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. Вып. 27. С. 120-129.
  • Розанваллон П. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 256 с.
  • Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2007. 576 с.
  • Руди А.Ш. Культурная идентичность в социальном взаимодействии // Инновационная экономика и общество. 2017. № 3. С. 97-103.
  • Рыкова С.А. Гештальт рабочего как дионисийство // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 2. С. 140-144.
  • Рэнд А. Апология капитализма. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 360 с.
  • Сергиева Н.С. Семантический гештальт и ядро языкового сознания русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 2. С. 160-165.
  • Словикова Е.Л. Гештальт-синергетический подход к исследованию дискурсивного смыслового пространства // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17. С. 138-143.
  • Сорвин К.В. Классическая и неклассическая формы онтологического аргумента: от доказательства бытия Бога к рефлексивной социологии знания. М.: НП ИД «Русская панорама», 2016. 446 с.
  • Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М.: АСТ, 2010. 378 с.
  • Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.
  • Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 1. М.: Праксис, 2002. 384 с.
  • Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. СПб.: Наука, 2014. 358 с.
  • Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994. 406 с.
  • Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
  • Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 63-176.
  • Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН, 2006. 644 с.
  • Хлебникова О.В. Потребление как гештальт // Философия и культура. 2017. № 9. С. 1-9.
  • DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046
  • Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум: Ювента, 1997. 312 с.
  • Шукуров Ш. М. Гештальт и теория видения // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2, № 1. С. 154-179.
  • Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.
  • Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000. 539 с.
  • Chomsky N. Necessary illusions. Thought control in democratic societies. L.: Pluto Press, 1989. 574 p.
  • Putnam H. Ethics without ontology. Cambridge: Harvard University Press, 2004. 161 p.
  • Raz J. Practical reason and norms. Oxford: Oxford University Press, 2002. 220 p.
  • Rorty R. Contingency, irony and solidarity. N.Y.: Cambridge University Press, 1989. 202 p.
Еще
Статья научная