Вклад русских церковных историков в развитие сербской церковной историографии

Автор: Пузович Владислав

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 1 (100), 2022 года.

Бесплатный доступ

Влияние русской церковной историографии на развитие сербской церковной историографии ощущалось сильнее всего во второй половине XIX - первой половине XX века. До большевистского переворота влияние это оказывали русские духовные академии, а после революции - русские преподаватели, работавшие на Православном богословском факультете в Белграде. Цель настоящей работы - представить основные научные достижения русских церковных историков, оказавших влияние на развитие сербской церковной историографии. Открывает этот ряд преподаватель Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский, а закрывает преподаватель Православного богословского факультета в Белграде Викентий Флорианович Фрадинский. Работа показывает глубокий след, который оставили в развитии сербской церковной историографии русские церковные историки. Именно они являются авторами первого систематического обзора всей истории Сербской Церкви, благодаря их труду были опубликованы ранее неизвестные данные из сербской средневековой церковной истории, они основали кафедру общей истории христианской Церкви на Православном богословском факультете в Белграде. В заключительной части работы особо подчеркивается тот факт, что научная деятельность русских церковных историков в сфере сербской церковной историографии представляет собой очень важное звено в сербско-русских церковных связях.

Еще

Русская церковная историография, сербская церковная историография, сербско- русские церковные связи, русские духовные академии, православный богословский факультет в белграде, евгений евсигнеевич голубинский, иван саввич пальмов, александр павлович доброклонский, федор иванович титов, викентий флорианович фрадинский

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140290629

IDR: 140290629   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_1_368

Список литературы Вклад русских церковных историков в развитие сербской церковной историографии

  • Архив ПБФ — Архив Православног богословског факултета у Београду. Записник прве седнице Богословског факултета; Доси]е Александра Павловича Доброклонског; Из-вешта]и наставника о раду, штампаним книгама, стану семинара, светосавским тематима студената упериоду (1920-1940); Доси]е Теодора Ивановича Титова; Книга дипломираних студената; Доси]е Викенти]а Флори]ановича Фрадинског.
  • ДАС — Државни архив Срби]е. Ф. Поклони и откупи. К. 31. Д. 217.
  • Журналы заседаний (1884) — Журналы заседаний Совета СПбДА за 1883/1884 учебный год. СПб., 1884. С. 50-94.
  • ИР НБУВ — Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского. Ф. 304. Д. 1531.
  • МСПЦ — Музе] Српске Православне Цркве. Ф. Оставина Радослава Гру]иЬа. Д. 1332.
  • ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 172. К. 190. Д.2.
  • Син. — Архив Светог Архи]ере]ског Синода Српске Православне Цркве. 2. октобар 1932. Записник № 8852/2204.
  • ЦГАМ — Центральный государственный архив г. Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3377.
  • ЦГИАУК — Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киев. Ф. 711. Оп. 3. Д. 2412.
  • Атанаси]е (1евтиЬ) (1980) — Атанасще (]евтик), еп. Др Викенти]е Флори]анович Фра-дински // Богословие. 1980. № 1-2. С. 191-192.
  • БожовиЬ (2020) — Божовик Г. Сава НеманиЬ — први архиепископ и просветите^ Срби]е. Ниш: Ме^ународни центар за православне студне, 2020. 273 с.
  • Гру]иЬ (без године) — Груjиh Р. Голубински Евгени]е Др. // Народна енциклопеди]а српско-хрватско-словеначка / Ур. С. Стано]евиЬ. Загреб: Библиографски завод. Т. I. С. 495.
  • Димитри]евиЬ (1922) — Димитр^евик С., прот. Гра^а за српску истори]у из руских архива и библиотека // Споменик Српске кражевске академи]е. 1922. № 45. С. 1-329.
  • Димитри]евиЬ (1933) — Димитрц]евик С., прот. Митрополит Михаило Архиепископ Београдски и Митрополит Срби]е као православни ]ерарх, Србин, Словен и неимар Jу-гословенства // Весник Српске Цркве. 1933. Фебруар. С. 63-110.
  • Доброклонски и др. (1923) — Доброклонски А.П., Глубоковский Н.Н. Мишлегае Бого-словског факултета поводом питагаа о аутентичности хиротони]е Англиканске Цркве // Весник Српске Цркве. 1923. Март-април. С. 41-56.
  • Доброклонски (1936) — Доброклонски А.П. Васеленски сабори Православне Цркве (гаихова структура) // Богословле. 1936. № 2. С. 163-172; № 3. С. 276-287.
  • Доброклонски (1938) — Доброклонски А.П. Моя краткая автобиография // Записки Русского научного института. 1938. № 15. С. 1-8.
  • Jакшиh (1931) — 1акшик Д., прот. Односи Православне Цркве према хетеродокс-ним црквама на Истоку и на Западу // Гласник Српске православне патри]арши]е. 1931. № 11-12. С. 166-182.
  • Jустин Поповиh (1935) — ]устин (Поповик), прп. Растко и савремена омладина // Све-тосавле. 1935. № 1. С. 58-61.
  • Jустин Поповиh (1953) — ]устин (Поповик), прп. Светосавле као философи]а живота. Минхен: Искра, 1953.
  • Лаптева (1997) — Лаптева Л..П. Русский ученый И.С. Пальмов как исследователь Общины чешских братьев // Балканские исследования. 1997. № 17. С. 53-65.
  • Лаптева (1998) — Лаптева Л. П. И. С. Пальмов и изучение им славянства в ходе заграничных поездок // Славянский мир. Проблемы изучения. Тверь, 1998. С. 99-109.
  • Лаптева (2005) — Лаптева Л.П. История славяноведения в России в XIX веке. М.: Индрик, 2005. 848 с.
  • Лаптева (2007) — Лаптева Л.П. Профессор И.С. Пальмов и его исследование церковной истории зарубежных славян // Вестник церковной истории. 2007. № 3 (7). С. 196-220.
  • Лаптева (2011) — Лаптева Л.П. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.С. Пальмов как историк зарубежных церквей // Славянский альманах 2010. М., 2011. С. 25-35.
  • Максимовиh (1907) — Максимовик В. Евгени]е Е. Голубински (Посвеhуjе се светло] успомени у Христу упоко]еног архимандрита Илари]она Руварца) // Богословски гласник. 1907. № 1-2. С. 41-49.
  • Ниhифор Дучиh (1892) — Никифор (Дучик), архим. Српска автокефална архи]еписко-пи]а, Пе^ка патри]арши]а и нови подаци // Весник Српске Цркве. 1892. № 9. С. 876-884.
  • Никола] Велимировиh (1935) — Николаj (Велимировик), свт. Национализам Светог Саве // Православле. 1935. №4-5. С. 102-109.
  • Пальмов (1891а) — Пальмов И. С. Исторический взгляд на начало автокефалии сербской церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии // Христианское чтение. 1891. № 3-4. С. 345-405.
  • Пальмов (1891б) — Пальмов И. С. Закон о церковных властях Восточно-Православной Церкви в королевстве Сербии // Христианское чтение. 1891. №1-2. С.8-36; 1891. №3-4. С. 406-416; 1891. № 5-6. С. 460-491.
  • Пальмов (1892) — Пальмов И.С. Новые данные к вопросу об учреждении сербской архиепископии Св. Саввою в XIII в. // Христианское чтение. 1892. № . 5-6. С. 421-458.
  • Пальмов (1895) — Пальмов И.С. Новости иностранной литературы, Истори]а српске православне цркве од први]ех десетина VII века до наших дана од Архим. Никифора Дучича, Биоград 1894; Истори]а српске цркве епископа Никанора Ружичича, у Загребу 1893; Правила Православне Цркве с тумачегаима, радня Никодима епископа Далматинского, Кн. 1, Нови Сад 1895 // Христианское чтение. 1895. № 5-6. С. 636-640.
  • Пальмов (1898) — Пальмов И.С. Блаженнопочивший сербский митрополит Михаил как ревнитель церковного благоустройства и церковного мира // Христианское чтение. 1898. № 4. С. 455-470.
  • Пальмов (1905) — Пальмов И.С. Новейшее устройство Православной черногорской Церкви // Христианское чтение. 1905. № 5. С. 679-698; 1905. № 6. С. 811-832; 1905. № 7. С. 3-19.
  • Пальмов (1910) — Пальмов И. С. Закон о приходском духовенстве в Черногории // Христианское чтение. 1910. № 4. С. 508-526.
  • Петров (1876) — Петров Н.И. Исторический взгляд на взаимные отношения между сербами и русскими в образовании и литературе // Труды КДА. 1876. Ноябрь. С. 1-73.
  • Петров (1904) — Петров Н.И. Воспитанники Киевской Академии из Сербов с начала синодального периода и до царствования Екатерины II (1721-1762) // Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. 1904. Т. IX. Кн. 4. С. 1-16.
  • Пузович (2015) — Пузович В. Научные труды протоиерея д-р Федора Ивановича Титова в сербских богословских журналах // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 158-177.
  • ПузовиЬ (2017) — Пузовик В. Руски путеви српског богословжа. Школовагае Срба на руским духовним академи]ама 1849-1917. Београд: Православни богословски факултет Универзитета у Београду; Ш Службени гласник, 2017. 830 с.
  • ПузовиЬ (2020а) — Пузовик В. Путеви српске црквеноистори]ске науке: српски бого-слови као истраживачи истори]е Српске Цркве // Осам векова аутокефали]е Српске Православне Цркве / Ур. В. ПузовиЬ, В. ТаталовиЬ. Београд: Свети Архи]ере]ски Синод Српске Православне Цркве, Православни богословски факултет Универзитета у Београду, 2020. Т. II. С. 95-120.
  • ПузовиЬ (2020б) — Пузовик В. Српско-руски црквени односи у радовима прото]ере]а-ставрофора Стевана М. Димитри]евиЬа (У спомен на првог декана Православног богословског факултета у Београду) // Богословже. 2020. № 2. С. 5-18.
  • РадониЬ (1932) — Радоник J. Иларион Руварац и гаегови радови на пожу црквене истори]е // Споменица Илариона Руварца (1832-1932). Сремски Карловци: Историско друштво у Новом Саду, 1932. С. 229-244.
  • Сли]епчевиЬ (1978) — Сл^епчевик Т. Истори]а Српске Православне Цркве. Дисел-дорф: Српска православна епархи]а за Западну Европу, 1978. Т. I. 528 с.
  • Сли]епчевиЬ (1980) — Сл^епчевик Т. Михаило, архиепископ београдски и митрополит Срби]е. Минхен: Искра, 1980. 626 с.
  • Титов (1898) — Титов Ф.И. Высокопреосвященный Михаил архиепископ белградский, митрополит сербский (19 августа 1826 г. — 5 февраля 1898 г.) // Труды КДА. 1898. Январь. С. 390-411; С. 466-482; Сентябрь. С. 3-23.
  • Титов (1933) — Титов Т.Н. Светосавже // Светосавже. 1933. № 3-5. С. 97-104.
  • Титов (1935а) — Титов Т.И. Светосавска година // Преглед цркве Епархи]е нишке. 1935. №1. С. 14-19; №2. С.41-47; №3. С.73-80; №4. С. 105-112; №5. С.137-145; №6-7. С. 173-180; № 8. С. 221-226; № 9. С. 257-266; № 10. С. 297-306; № 11-12. С. 337-359.
  • Титов (1935б) — Титов Т.И. Св. Сава као живи узор за српску православну богослов-ску омладину // Светосавже. 1935. №4. С. 15-23.
  • Титов (1935в) — Титов Т.И. Свети Сава НемагаиЬ и краж Александар // Нови источник. 1935. № 10-11. С. 298-306.
  • Филарет ГраниЬ (1939) — Филарет (Граник), архим, Вик. Фрадински, Св. Нил Сина]-ски, гаегов живот, кгаижевни рад и морално-аскетско учегае. Diss. Београд 1938. IX, 173, 8 // Богословже. 1939. № 2. С. 175-180.
  • Фрадински (1939) — Фрадински В.Ф. Харизматичко-]ерархичка институци]а у старо] хришЬанско] цркви // Богословже. 1939. № 3-4. С. 201-215.
  • Фрадински (1940) — Фрадински В. Ф. Црква и држава. К>ихов ме^усобни однос у другом периоду хришЬанске цркве од 313 до 1054 године // Богословже. 1940. № 2. С. 103-113.
  • Фрадински (1950) — Фрадински В.Ф. Jерменско-Григориjанска црква // Зборник ПБФ. 1950. № 1. С. 119-146.
  • Фрадински (1951а) — Фрадински В. Ф. Сири]ско-]аковитска црква // Зборник ПБФ. 1951. №2. С. 89-105.
  • Фрадински (1951б) — Фрадински В.Ф. Абисинска црква // Зборник ПБФ. 1951. №2. С. 107-133.
  • Фрадински (1954) — Фрадински В. Ф. Сирскохалде]ска или источносирска Нестори]ан-ска црква // Зборник ПБФ. 1954. № 3. С. 71-88.
  • Фрадински (1959) — Фрадински В. Ф. Коптска црква // Богословже. 1959. № 1-2. С. 47-68.
  • Ши]аковиЬ (2019) — Шлаковик Б. Светосавже и философи]а живота. Нови Сад: Православна реч, 2019. 190 с.
Еще
Статья научная