Visual studies: теоретические исследования Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии

Автор: Венкова Алина Владимировна, Конева Анна Владимировна, Фоменко Андрей Николаевич, Соколова Ирина Борисовна, Степанов Михаил Александрович, Тимашков Алексей Юрьевич

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: К 80-летию Российского института культурологии

Статья в выпуске: 3 (9), 2012 года.

Бесплатный доступ

Представлены направление и тематика, по которым ведется работа сотрудников сектора фундаментальных исследований Российского института культурологии (Санкт-Петербург). В их основе - преимущественно теоретическая разработка философских аспектов современной критической теории. Работа строится на материалах современной визуальной культуры; особое внимание уделяется кинотеории, философии фотографии, теории медиального и интермедиальности. Автопортреты исследователей характеризуют их научные интересы и важнейшие публикации, а также общее направление теоретических разработок сектора.

Визуальные исследования, исследования популярной культуры, теория имиджа, философия медиа, исследования кино, интермедиальность

Короткий адрес: https://readera.org/170174282

IDR: 170174282

Список литературы Visual studies: теоретические исследования Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии

  • О секторе и его сотрудниках см. на сайте отделения: http://www.spbric.org/index.php?action=st#koneva .
  • Конева А. В. Эстетический смысл индивидуальности : на материале худож. культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / С.Петербург. гос. ун-т. СПб., 1996.
  • Результаты этих исследований опубликованы в книге: Конева Л. А., Конева А. В. Антропологические идеи в русской религиозной философии : пособие по спецкурсу / Самар. гос. ун-т. Самара, 1995.
  • Конева А. В. Индивидуальность // Гуманитарный лексикон : учеб. пособие по доп. образованию / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена / под ред. В. А. Рабоша, Л. В. Никифоровой. СПб., 2009. — С. 116-127.
  • Там же.
  • Конева А. В. Век XXI и культура различия // Философия. Общество. Культура : сб. науч. ст. Самара : Самар. ун-т, 2007. С. 278-285.
  • Там же.
  • Конева А. В. Социальное признание или проблема анонимности // Интеллект, воображение, интуиция: горизонты сознания : междунар. чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 2001. Вып. 10.
  • См.: Конева А. В. Креативное и социальное воображение в мире моды. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Гуманит. науки. Калининград, 2011. Вып. 12. С. 122-130.
  • Конева А. В. Мода: презентация индивидуальности и коды идентификации // Международный журнал исследований культуры. 2010. Вып. 1. С. 138-143.
  • Там же.
  • Фоменко А. Монтаж, фактография, эпос: производственное движение и фотография. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007. С. 9. Расширенный вариант этой работы см.: Фоменко А. Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства / С.-Петербург. гос. ун-т технологии и дизайна. СПб., 2011. 204 с., [12] л. ил., фот.
  • См.: Фоменко А. Советский фотоавангард... С. 8-28; Его же. Фотография: эстетическая адаптация // Искусство кино. 2009. Ч. 1. № 2. С. 95-106; Ч. 2. № 3. С. 87-94.
  • Его же. Архаисты, они же новаторы. М. : НЛО, 2007.
  • Его же. Фотография. Ч. 2. № 3. С. 81-86.
  • Его же. Лаокоон: новый, исправленный // Искусство кино. 2011. № 6; или см.: Его же. О разнице дискурсивных установок в отношении искусства и кино // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. № 3. Т. 2 (Философия).
  • Его же. Comedy of remarriage: от мифа к роману // Искусство кино. 2011. № 10; Его же. Модернизм Уайлдера, или Film noir около 1950 года // Искусство кино. 2012. № 1; Его же. Эффект Медведкина — Брейгеля // Транслит. 2012. № 10/11; Его же. Необыкновенный фашизм // Искусство кино. 2012. № 5; Его же. Новое барокко : о фильме «Большое приключение Пи-Ви» // Международный журнал исследований культуры [Электронный ресурс]. 2012. № 1. С. 125-127. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17574898 (дата обращения: 26.09.2012); Его же. Тело и душа // Международный журнал исследований культуры [Электронный ресурс]. 2012. № 2. С. 128-130. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17783142 (дата обращения: 26.09.2012); Его же. Леопард и бронтозавр // Искусство кино. 2012. № 9 (в печати).
  • Степанов М. А. Машины абстракций и конец протезирования // Медиафилософия 2: границы дисциплины / под ред. В. В.Савчука, М. А.Степанова. СПб., 2009. С. 129.
  • Stepanov M. A. Machines of abstraction, ог how to pass from the Subject to the Project? // GHREBH. Journal of Communication, Culture and Media Theory. Sao Paulo, 2008. Vol. 1. № 12: Sujeito, Midia e Cultura.
  • Степанов М. А. На производство! : рец. на кн.: Беньямин В. Учение о подобии : медиаэстетические произведения (М., 2012) // Международный журнал исследований культуры [Электронный ресурс]. 2012. № 2. С. 143. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17783145 (дата обращения: 26.09.2012).
  • Первые результаты представлены автором на I Международной научно-практической конференции «Научное искусство / SCIENCE ART'2012» (4-5 апреля 2012 г., Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова) в докладе «Де-автономные среды: от расширения человека к расширению машины», а также на расширенной публичной лекции «Деавтономия медиа: от extensions of man к extensions of machine» (Галерея М17, Киев, 16 мая 2012 г.) и должны послужить основанием книги, планируемой к изданию в рамках новой серии «Machina Media».
  • Степанов М. А. Машина-платье порождает желание, или диспозитив vs. аппарат // Международный журнал исследований культуры [Электронный ресурс]. 2012. № 2. С. 127. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17783141 (дата обращения: 26.09.2012).
  • Под «феноменологией медиа» в современной критической теории, как правило, понимается направление гуманитарных исследований, занимающееся поисками способов отражения различных посредников (медиа) в сознании человека.
  • Соколова И. Б. Феномен медиа в философии и эстетике ХХ века // Вестник Воронежского гос. университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 178-180.
  • Ее же. Эстетика «события» в художественной практике неоавангарда // Вопр. культурологии. 2009. № 3. С. 29.
  • Ее же. Триумф художественной воли // Концепты культуры и концептосфера культурологии. СПб., 2011. С. 340.
  • Тимашков А. Ю. Художественное «многоголосие» творчества Обри Бердслея // Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре : материалы IV междунар. конф. СПб., 2003. С. 239.
  • Его же. Битекстуальность в творчестве Обри Бердслея // Acta litteraria comparativa. Vilnius: VPU leidykla, 2006. № 2. Kulturos intertekstai. С. 155.
  • Там же. С. 156.
  • Его же. Осмысление творчества А. Поупа в творчестве О. Бердслея // Материалы XXXIII Международной филологической конференции. Вып. 23: История зарубежных литератур / отв. ред. И. В. Лукьянец. СПб., 2004. Ч. 5. С. 19.
  • Его же. Интермедиальность как авторская стратегия в европейской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / С.-Петербург. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб., 2012. 24 с.
  • Его же. О соотношении явлений интермедиальности и интертекстуальности: философский аспект // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. СПб., 2009. С. 43.
  • Его же. Интермедиальность в системе взаимодействий художественных дискурсов // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. СПб., 2010. С. 38.
  • Там же. С. 40.
  • Его же. Интермедиальность как художественная трансформация пространственно-временных отношений // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. СПб., 2012. С. 61.
  • Его же. Современные подходы к исследованию глобализационных процессов в культуре: синергетический подход // Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли : коллективная монография. СПб., 2005. С. 198-199.
Еще
Статья обзорная