Статьи журнала - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств

Все статьи: 2513

"Cобирание научное...": выставка как форма репрезентации частной коллекции

"Cобирание научное...": выставка как форма репрезентации частной коллекции

Андреева Ирина Валерьевна

Статья научная

В статье сквозь призму концепции авторского кураторства Х. Зеемана осмысляется опыт создания выставки частного собрания челябинского коллекционера В. Я. Рушанина. На протяжении последних 20 лет известным ученым, историком дореволюционного образования в России были собраны коллекционные материалы по истории русской школы с заметным уклоном в проблематику провинциального образования и персонализацию. В статье практика собирательства рассматривается как форма сохранения и трансляции культурной памяти; феномен комплексного частного собрания как открытый для диалога текст культуры; выставка как способ включения наследия в современное культурное пространство. Выставка «Русская школа: прошедшее время» (г. Челябинск, 2022 г.) представляет интерес с точки зрения опыта аналитической рефлексии взаимоотношений между наукой и частным коллекционированием, собранием и его автором, выставочными практиками и внемузейной институцией. Обращение к наследию Х. Зеемана продемонстрировало оригинально возрождающиеся в современной культуре идеи о специфике выставочной визуализации уникального жизненного мира человека и кураторстве как стратегии авторского проекта.

Бесплатно

"Вкус народа": проблема посещаемости учреждений культуры через призму традиционных ценностей

"Вкус народа": проблема посещаемости учреждений культуры через призму традиционных ценностей

Ипполитов Сергей Сергеевич

Статья научная

В статье предпринимается попытка выявить закономерность между параметром «посещаемость учреждений культуры» как одного из показателей эффективности реализации государственной культурной политики в России и ценностными предпочтениями аудитории, которые могут оказывать влияние на этот параметр. Названная проблема сводится к ответу на ряд принципиальных вопросов. Каковы предпочтения современного российского зрителя, посетителя музеев, театров, других учреждений культуры? Каким образом определяется репертуарная политика театров и кинопрокатных учреждений? Экспозиционная и выставочная политика российских музеев? Насколько мнение экспертного и профессионального сообщества совпадает со вкусами и культурными запросами населения страны? Насколько репертуарная политика влияет на посещаемость учреждений культуры? Какими должны быть пропорции экспериментальной, или так называемой актуальной, культуры и культуры традиционной, при всей условности такого рода терминов?

Бесплатно

"Забытое" фольклорное наследие в звуковых архивах Берлина

"Забытое" фольклорное наследие в звуковых архивах Берлина

Денисова Ольга Александровна

Статья научная

Статья посвящена фольклорным записям Первой мировой войны, которые были сделаны в лагерях военнопленных на территории Германии. Инициаторами проведения звукозаписи выступили немецкие учёные. Проект был реализован Прусской Королевской Фонографической комиссией, в которую вошли представители различных научных дисциплин и сотрудники Берлинского фонограмархива. Благодаря их усилиям на фонографические валики и шеллаковые пластинки были записаны образцы речи, а также песенный и инструментальный фольклор представителей многих народностей мира, оказавшихся в плену. Среди прочих были записаны и голоса военнопленных из Российской империи. В настоящий момент записи хранятся в Берлинском фонограмархиве и Лаутархиве университета имени Гумбольдта. Среди военнопленных были уроженцы Тамбовской, Саратовской, Костромской, Орловской, Симбирской и Томской губерний. Записи дают также представление о жанровом многообразии русского фольклора, записанного в немецких лагерях во время Первой мировой войны.

Бесплатно

"Зеркальное я" в авторском фильме

"Зеркальное я" в авторском фильме

Тугуши Сосо Акакиевич

Статья научная

В статье рассматриваются экстраординарная роль зеркала в развитии и функционировании художественно-эстетической реальности; «Зеркальное Я» как отражение психической реальности кинообраза; психологические мотивации, вызывающие бессознательные действия персонажа, и психическое состояние героев фильма в разных экстремальных ситуациях. Анализируются картины, созданные мастерами «авторского кино», представляющие разные национальные киношколы, снятые в эстетике модернизма и постмодернизма, в которых присутствует тема зеркала и иллюстрируется состояние меняющегося сознания индивидуума. Показано, как внешние факторы действуют на целостность сознания, как над «Я» господствует «Оно», толкающее человека на абсурдные и алогические поступки; как режиссёры, исходя из агрессивного действия бессознательного, воссоздали динамическую целостность конкретного человека в разных ключевых аспектах его психики, создали соответствующие образы и дали им оценку.

Бесплатно

"Игра" трансцендентности и среды

"Игра" трансцендентности и среды

Хаддадин Валерия Адольфовна

Статья научная

В статье рассматривается тема игры между метафизическим, традиционно-философским осмыслением бытия и времени и среды, где последняя детерминирована сферой потребления вещей. Базовые, онтологичнские аспекты игры, данные в определениях Йохана Хейзинги, применены к более поздним положениям философии постструктурализма, проанализированы в социальном преломлении. Производится анализ эстетической категории «игра», её смысловых оснований в рамках сферы современного быта - потребления товаров. Обосновывается онтологическая сущность игры в сфере потребления. Выводы основаны на анализе работы Жана Бодрийяра «Система вещей» (1968), а также применены к концептуальной модели развития общества, данной Маршаллом Маклюэном в работе «Понимание медиа: внешние расширения человека» (1962).

Бесплатно

"Коллективное умолчание" как ведущая стратегия западногерманской культуры памяти 1950-х годов

"Коллективное умолчание" как ведущая стратегия западногерманской культуры памяти 1950-х годов

Мясникова Кира Александровна

Статья научная

Статья посвящена феномену «коллективного умолчания», определившему специфику культуры памяти (Erinnerungskultur) ФРГ в 1950-е годы. В ней кратко рассмотрены история и основные этапы развития немецкой культуры памяти после Второй мировой войны, выделены ключевые черты раннего послевоенного этапа развития мемориальной культуры в Западной Германии, который пришелся на 1950-е годы, а также изучены понятия «коллективное умолчание» и «забвение» и роль забвения при преодолении посттравматической памяти (память о Второй мировой войне). В статье рассматривается предложенная немецким культурологом и специалистом в области memory studies Алейдой Ассман концепция моделей памятования - реакций общества на исторические травмы, в рамках которой умолчание трактуется как одна из техник забвения. Западногерманское «коллективное умолчание» 1950-х годов исследуется в данной статье в контексте концепции А. Ассман и выделенных ей видов забвения, в результате чего делается вывод, какие виды забвения можно считать преобладающими в ФРГ в первое послевоенное десятилетие и можно ли утверждать, что «коллективное умолчание» на первом этапе развития немецкой культуры памяти носило преимущественно негативный характер.

Бесплатно

"Культура" и "цивилизация" в контексте западной и отечественной культурфилософии ХVIII-ХХ веков

"Культура" и "цивилизация" в контексте западной и отечественной культурфилософии ХVIII-ХХ веков

Синявина Наталья Владимировна

Статья научная

В статье прослеживается становление терминов «культура» и «цивилизация» в западноевропейской и отечественной науке в ХVIII-ХХ веках, анализируются факторы, влиявшие на этот процесс. Указывается, что уже в древнеримской традиции термины имплицитно аккумулировали смысловые варианты, которые акцентировались философами последующих эпох. Автор анализирует особенности социально-политического контекста, оказавшего доминирующее воздействие на формирование разных подходов к трактовке терминов «культура» и «цивилизация» в Германии и Франции конца ХVIII - начала ХIХ века. Подчёркивается, что специфичность бытования данных терминов в контексте отечественной культуры начала ХIХ века связана с несколькими обстоятельствами, среди которых и ориентированность русского общества либо на французскую, либо на немецкую культурную традицию, и влияние философии романтизма с его интересом к национальному прошлому. Результатом этого процесса стало замещение русским обществом слов «культура» и «цивилизация» синонимичным «просвещение».

Бесплатно

"Мир" как универсальный культурно-цивилизационный концепт

"Мир" как универсальный культурно-цивилизационный концепт

Ефимец Мария Александровна

Статья научная

В статье рассматриваются различные трактовки и концепты мира. Опираясь на работы основателя норвежской научной школы Й. В. Галтунга, автор рассматривает новые концептуальные подходы к осмыслению понятия «мир», фокусируя внимание на структурном наполнении его новыми значениями: ценности мира и жизненный мир, ненасилие и экономическое благополучие, физическое здоровье, творческое совершенство, индекс человеческого развития и т.д. При этом отмечаются различия, связанные как с лингвистическими и лингвокультурологическими, так смысловыми интерпретациями феномена. Затронуты вопросы, связанные с образом мира, формированием национального образа мира, в котором каждый народ идеализирует свой Мир, превознося свои традиционные ценности и отводя себе мессианскую роль в истории мировой цивилизации и культуры. Отчасти рассмотрены смыслы Русского мира, подходы к России как государству-цивилизации, трансгосударственному и трансконтинентальному сообществу. Отмечается, что культурно-цивилизационный мир предлагает свой ответ на вызовы времени, нацелен на формирование и/или отражение своей оси или вектора передвижения точек активности мировой культуры. Предложена трактовка мира как сбалансированной системы смыслов жизни, интенциально присущей социуму в конкретный исторический период.

Бесплатно

"Открытое будущее" и "незавершённое прошлое": к вопросу о темпоральной культуре

"Открытое будущее" и "незавершённое прошлое": к вопросу о темпоральной культуре

Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна, Ингерлейб Михаил Борисович

Статья научная

Статья посвящена рассмотрению «незавершённого прошлого» как того фактора, который не даёт человеку открыться будущему и полноценно жить в настоящем. Авторы считают, что необходимо воспитание темпоральной культуры, которая помогала бы людям успешно соотноситься с модусами времени и не позволяла «застревать в прошлом». В данном тексте речь идёт прежде всего о культуре «закрытия гештальта» и умения ставить цели. Используя термин «гештальт», авторы апеллируют к методологии гешталь-терапии, которую применяют для исследования экзистенциально-философской проблемы темпоральности. В статье показано, что «незавершённое прошлое», которое мы продолжаем переживать, властно оттягивает на себя наше внимание, поглощает эмоции и энергию, не позволяет сформировать уверенность в своих действиях и поступках, воспроизводит в настоящем модель незавершённых ситуаций. Это относится как к личной человеческой истории, так и к политическим и международным отношениям. В статье выделяются главные сюжеты, связанные с «незавершённым прошлым». Это невыясненные отношения, в первую очередь обиды; нереализованные цели; чувство вины; утраченное «прекрасное прошлое», сожаление о котором не оставляет человека. Темпоральная культура может состоять во владении рядом способов «закрытия гештальта» для того, чтобы открыться будущему. Среди них как практические способы завершения прошлого (способность повиниться, отдача долгов, выяснение отношений), так и работа с сознанием - интерпретация событий, гибкая постановка жизненных целей, прощение и т.д.

Бесплатно

"Оттепель" в истории отечественной культуры: конъюнктурное и непреходящее

"Оттепель" в истории отечественной культуры: конъюнктурное и непреходящее

Агаджанян Леон Леонович

Статья научная

В статье рассматриваются достижения и преобразования, которые происходили в короткий период развития нашей страны, вошедший в историю как «оттепель» (1954-1964 годы). Это десятилетие ознаменовалось такими великими событиями и достижениями, как падение тоталитарного режима в СССР, массовая реабилитация жертв сталинских репрессий, покорение космоса, открытия в разных областях науки и техники, спортивные победы, создание и преобразование новых театров, появление литературных течений и направлений, реформирование среднего и высшего образования. Все эти свершения создавали плодотворную почву для дальнейшего развития общественной и культурной жизни страны. Совокупность выдающихся достижений в самых разных слагаемых целостного культурного процесса, приходящихся на период «оттепели», с полным правом позволяет идентифицировать этот период как мощный рывок в истории отечественной культуры.

Бесплатно

"Памирская" идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане

"Памирская" идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане

Назархудоева Давлатсилтон Шаробовна

Статья научная

В статье рассматривается специфика положения малых этнических общностей Памира на территории Республики Таджикистан в современных условиях. Особое внимание в статье уделено этнической самоидентификации молодёжи. Отмечено также, что комплекс отличительных черт, свойственных малым народам Таджикистана, в силу объективных причин затрудняет их полномасштабную интеграцию в таджикское общество и способствует нарастанию непонимания во взаимоотношениях между таджиками и малыми народами, проживающими на территории Таджикистана. Выявлены и другие факторы, которые могут иметь разнонаправленный характер и как способствовать интеграции памирских этнических групп в таджикское общество, так и влиять на его дезинтеграцию. По итогам анализа ситуации с этнической самоидентификацией малых этносов в Памирском регионе предлагаются мероприятия, проведение которых будет способствовать снижению распространённости националистических и шовинистических настроений среди населения Памира, особенно среди молодёжи и подростков.

Бесплатно

"Партизанские тропы" - важнейшая форма патриотического воспитания молодёжи

"Партизанские тропы" - важнейшая форма патриотического воспитания молодёжи

Кузьмина Ирина Валентиновна

Статья научная

В статье рассматриваются «партизанские тропы» как важнейшая форма патриотического воспитания молодёжи. Патриотическому воспитанию свойственен определённый оптимальный уровень информационной активности, тонизирующий его культурную деятельность и предполагающий удовлетворение потребности в получении достоверной информации и эмоционального заряда. Для молодого поколения очень важно не только знать конкретные исторические факты, но и соотносить их с определённым местом, чувствовать атмосферу того времени, тех событий, которые происходили в тот или иной период времени, получить эмоциональное восприятие исторических фактов и событий. Эмоционально пережитое остаётся в памяти молодого человека, формирует его мировоззрение, чувство сопричастности с происходящим.

Бесплатно

"Порецкий музеум" Уваровых: изучение и актуализация

"Порецкий музеум" Уваровых: изучение и актуализация

Полякова М.А.

Статья научная

В статье ставится актуальная проблема виртуальной реконструкции утраченного ныне собрания одного из ранних усадебных музеев «Порецкого музеума» Уваровых, сформированного в середине XIX века на базе двух коллекций «античных мраморов» Сергея Семеновича и «Русского музея» Алексея Сергеевича Уваровых. Коллекция «Порецкого музеума», разместившаяся в усадебном дворце, была доступна посетителям, в музее не раз бывали и знакомились с его раритетами известные деятели культуры, профессура Московского университета. В советские годы собрание музея было распределено между различными музеями страны. Основанием для подготовки виртуального проекта воссоздания «Порецкого музеума» является большой объем исторических источников описаний коллекции в путеводителях, каталоге, записках современников; изобразительных материалах. Подготовка подобного проекта станет важнейшим шагом в изучении и презентации разобщенного в 1920 е годы Национального музейного фонда.

Бесплатно

"Ревниво оберегая чистоту семейного очага": культура повседневности эмигрантской семьи (1920-1930-е годы)

"Ревниво оберегая чистоту семейного очага": культура повседневности эмигрантской семьи (1920-1930-е годы)

Ипполитов Сергей Сергеевич

Статья научная

В статье рассматриваются культурные, правовые, социальные особенности повседневной жизни эмигрантских семей из России. Анализ культурного разнообразия повседневной жизни русских колоний по всему миру в 1920-1930-х годах приводит к выводу о решающей роли семьи в выборе эмигрантом дальнейшего жизненного пути, который мог привести к одному из двух возможных вариантов: ускоренной ассимиляции либо к созданию в эмиграции замкнутых по культурному и национальному признаку сообществ, ставших в итоге основой феномена «русский мир» в зарубежье.

Бесплатно

"Рискнуть миром для бога", или об анархических идеях Л. Н. Толстого

"Рискнуть миром для бога", или об анархических идеях Л. Н. Толстого

Климова Светлана Мушаиловна

Статья научная

В статье рассматривается религиозно-философское мировоззрение Л. Н. Толстого в контексте понятия анархизма. Сложность проблемы связана с двойственностью позиции Толстого: обличения насилия власти и призыва к непротивлению насилию силой. Первое позволяет увидеть в нём духовного оппозиционера, тотально разоблачающего культуру, науку, политику и право как производное государственной власти. Второе обнажает этическую, духовную и экзистенциальную альтернативу жизни, представленную не только в публицистике, но и в художественных текстах. Способность жить христианскими идеалами не формально, но практически становится заветной мечтой Толстого и одновременно приобретает черты революционного нигилизма в глазах власти и общества. Толстой при этом стоит на позициях философского идеализма, веря в возможность разумного сознания каждого, направленного на ненасильственное преображение всех.

Бесплатно

"Русская Атлантида" (о книге О. Т. Ермишина "Философия русского зарубежья XX века")

"Русская Атлантида" (о книге О. Т. Ермишина "Философия русского зарубежья XX века")

Герасимов Николай Игоревич

Рецензия

Рецензия на книгу: Ермишин О. Т. Философия русского зарубежья XX века. Москва : Летний сад ; Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2019. 304 с. ISBN 978-5-98856-356-3

Бесплатно

"Русская античность": опыт идентификации

"Русская античность": опыт идентификации

Светличная Наталья Николаевна

Статья научная

В настоящей статье автор рассматривает понятие «русская античность», важность древней культуры для современного общества. Кроме того, автор представляет христианизацию Руси как одну из основных предпосылок, способствующих формированию морально-нравственных качеств русского человека и его культурной составляющей. Автор раскрывает близость идеологии христианства и традиционного сострадания русского человека. В статье делается акцент на душевной красоте, милосердии и самобытности, которыми наполнено всё древнерусское искусство. Обращаясь к истории и развитию культуры нашей страны, автор приходит к выводу о необходимости сохранения культурного наследия и обращения к нему, а также о важности возвращения общественной идеологии.

Бесплатно

"Сад с бетонными деревьями" Робера Малле-Стивенса как пример синтеза искусств

"Сад с бетонными деревьями" Робера Малле-Стивенса как пример синтеза искусств

Забелина Елена Владимировна

Статья научная

Сад Робера Малле-Стивенса, показанный на Парижской выставке 1925 года, рассмотрен как объект, требующий восприятия в динамике, и таким образом выявлена связь этого ландшафтного объекта с искусством кино. При анализе сохранившихся фотографий сада прослеживается стилевое единство бетонных деревьев с авторским текстилем художницы Сони Делоне. Таким образом, предлагается более глубокое прочтение концепции выставочного сада, основанное на идее синтеза искусств, что позволяет показать его многогранность и уникальность.

Бесплатно

"Создание невозможного": первые эксперименты в киноиндустрии. Психология творчества Д. Вертова

"Создание невозможного": первые эксперименты в киноиндустрии. Психология творчества Д. Вертова

Новашина М.С.

Статья научная

Киноискусство может одновременно документировать наблюдаемую реальность и создавать совершенно новую реальность из «захваченных кусочков» жизни. Дзига Вертов утверждал, что кинематографисты должны искать и разоблачать скрытые социальные и политические силы, которые управляют жизнью, используя движущиеся изображения и звук для формирования зрительского сознания. Его фильмы были в диалоге с несколькими авангардными художественными течениями, и он часто экспериментировал с различными техниками кино в надежде как изобразить, так и преобразовать реальность. Более того, Вертов утверждал, что медиатехнологии, особенно кинокамера и беспроводное радио, радикально изменят то, как люди ориентируются в мире и как они понимают своё место в обществе. Его теоретические труды являются основополагающими для дисциплины киноведения и для работ по кинематографии и монтажу. Его фильм 1929 года «Человек с кинокамерой» («Человек с киноаппаратом») является краеугольным камнем кинокурсов по всему миру. В статье автор анализирует творчество великого кинорежиссёра-экспериментатора и доказывает, что его наследие должны знать будущие студенты, посвятившие себя служению киноискусству.

Бесплатно

"Творческая индивидуальность" в контексте теоретической мысли: от античности до эпохи Возрождения

"Творческая индивидуальность" в контексте теоретической мысли: от античности до эпохи Возрождения

Политковская Ксения Валерьевна

Статья научная

В статье раскрываются идеи и представления о творческой индивидуальности и динамика их интерпретаций в различные исторические эпохи: от античности до эпохи Возрождения. Представлены мнения о «творческой индивидуальности» личности Гомера, Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, представителей «восточного аристотелизма» (Авиценны /Ибн-Сина/, Аверроэса /Ибн-Рушт/ и Маймонида /Моше-бен-Маймон/, А.Ф. Лосева и др.). В период средневековья проблема художественной индивидуальности связывалась с вопросами творения, отражения прекрасного в Боге (Августин Блаженный), таланта и мастерства творца. В этот исторический период художественные аспекты творческой индивидуальности европейской и русской культуры складывались в классических образцах поэтических, музыкальных систем и в условиях перехода от устной к письменной формам культуры. В статье подчёркивается, что именно с эпохи Возрождения можно утверждать о наличии индивидуального сознания и самосознания субъекта творчества.

Бесплатно

Журнал