"Вальпургиева ночь, или шаги командора" Вен. Ерофеева: паратекст текст

Бесплатный доступ

Проанализированы некоторые структурные элементы паратекста «Вальпургиевой ночи, или Шагов Командора» Вен. Ерофеева (заглавие, имя автора, частично - посвящение-предисловие), а также их взаимосвязи с текстом. Двойное заглавие-интертекст трагедии - знак ее интертекстуально-игрового характера. Сравнение ключевых текстов-доноров - «Фауста» Гете (в том числе его «Вальпургиевых ночей») и «Шагов Командора» А. Блока - с текстом-реципиентом свидетельствует об избирательном подходе автора не только к указанным двум, но и к другим вероятным претекстам, в которых актуализируются данные архетипические сюжеты. Их преобразование в трагедии осуществляется в травестийном режиме. Анализ интертекстем позволяет проверить первоначальные гипотезы относительно семантики и функций заглавия. Помощь в этом оказывает посвятительное предисловие, где в зашифрованном виде представлено имя адресата трагедии, ее «идеального» читателя и критика. Дешифровка имени и выяснение личности адресата дает представление о характере коммуникации, подтверждает установку автора на игровую интертекстуальную модель. Показательно, что связь указанных элементов паратекста с текстом проявляется также и в том, что заглавие, имя автора и адресата в той или иной форме включены в текст.

Еще

Вен. Ерофеев, «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», взаимодействие паратекста и текста, интертекстуальность

Короткий адрес: https://readera.org/147234620

IDR: 147234620   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2021.641

Список литературы "Вальпургиева ночь, или шаги командора" Вен. Ерофеева: паратекст текст

  • Арнольд И. В . Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. 444 с.
  • Багно Е. В . Порок и смерть язвят единым жалом... // Russian Studies - Ежеквартальник русской филологии и культуры. 1996. Т. II. № 3. С. 131-147.
  • Безруков А. Н . Венедикт Ерофеев: между метафизикой и литературной правкой. СПб.: Гиперион, 2018. 226 с.
  • Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2006. 144 с.
  • Ге н и с А. Беседы о новой словесности. Беседа пятая. Благая весть. Вен. Ерофеев // Звезда. 1997. № 6. С. 227-229.
  • Женетт Ж. Посвящения //Антропология культуры. Вып. 2. М.: Вердана, 2004. С. 187-216.
  • Жирмунский В . М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1972. 495 с.
  • Кржижановский С. Поэтика заглавий. М.: Никитинские субботники, 1931. 32 с.
  • Кривулин В . Ерофеев-драматург // Литературная ПРОМЗОНА [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litpromzona.narod.ru/reflections/krivulin7.html (дата обращения 10.02.2021).
  • Ламзина А. В . Заглавие // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа: Академия, 1999. С. 63-71.
  • Лекманов О., Свердлов М., Симановский И. Венедикт Ерофееев: посторонний. М.: АСТ, 2018. 464 с.
  • Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 317 с.
  • Ломазов В . Нечто вроде беседы с Венедиктом Ерофеевым // Театр. 1989. № 4. С. 33-34.
  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1975. 528 с.
  • Муравьев В . С. «Высоких зрелищ зритель...» // Ерофеев Венедикт. Записки психопата. М.: Вагриус, 2000. С. 5-12.
  • Носов С. О. Паратекст как средство конструирования художественного пространства в драме: Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2010. 18 с.
  • Перепелкин М. А. Иосиф Бродский и Венедикт Ерофеев: К проблеме творческого диалога (от поэмы «Горбунов и Горчаков» к трагедии «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора») // Вестник Самарского государственного университета. 2005. № 7 (129). С. 64-69.
  • Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. Изд. 4-е. М.: Флинта: Наука, 2002. 608 с.
  • Соколов Б. В . Булгаков: Энциклопедия. М.: Алгоритм, 2003. 608 с.
  • Становкин П. А. Заглавия-интертексты в сборниках О. Э. Мандельштама «Камень», «TRISTIA», «Стихи 1921-1925 гг.», «Новые стихи» (1930-1937) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 6 (96). С. 73-77.
  • Сухих И. Н . Сергей Довлатов: время, место, судьба. М.: РИПОЛ классик/Пальмира, 2019. 286 с.
  • Фатеева Н. А. Синтез целого: на пути к новой поэтике. М.: НЛО, 2010. 352 с.
  • Черняева Н. Г. Концепт 'сумасшедший дом' у А. П. Чехова (« Палата № 6»), Юза Алешковского (« Синенький скромный платочек»), Вен. Ерофеева («Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» // «Европа чете Чехов»: Междунар. науч. конф. Доклади и съобщения. Велико Търново, 7-9 октомври 2010. Велико Търново, 2012. С. 232-241.
  • Черняева Н. Г. Гуревич в «Вальпургиевой ночи, или Шагах Командора» (фрагменты концепционного комментария) // Проблемы теории, практики и дидактики перевода: Сб. науч. тр. Серия «Язык. Культура. Коммуникация». Вып. 18. Т. 2. Н. Новгород, 2015. С. 276-284.
  • Эткинд Е. Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. М.: Максима, 1997. 566 с.
  • Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.
  • Якобсон Р. О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры / Вступ. ст., сост. Н. Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. С. 110-132
  • Genette G. Palimpsestes. La littérature au second degré. Paris: Edition du Seuil, 1982. 448 p.
  • Genette G. Paratexts: Thresholds of interpretation. Cambridge University Press, 1997. 472 p.
Еще
Статья научная