Учение свт. Амвросия Медиоланского о Логосе как творческой Премудрости и Силе в контексте античной и патристической космологии

Автор: Фокин Алексей Русланович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается учение свт. Амвросия Медиоланского о Логосе как творческой Премудрости и Силе Божией в контексте античной и патристической космологии. Показывается, что, согласно «Шестодневу» свт. Амвросия, мир был не просто сотворен «из ничего» мановением всемогущей воли Бога, но был создан «в Начале» - то есть в Сыне-Христе, Который, так же как и Бог Отец, рассматривается им как «Начало всего». Анализируется классификация различных имен Сына у Оригена и св. Амвросия; особый акцент делается на таких ключевых Его именах, как «Премудрость», «Слово» и «Сила», с помощью которых раскрываются Его различные космологические роли или функции. На множестве конкретных текстов показывается, что Сын, как всемогущая Сила Божия, сотворил мир из ничего; как вечная и всеведущая Премудрость Божия, Он содержит в Себе начала и причины всех видимых и невидимых творений, наделяя каждую вещь ее сущностью и качествами; как ипостасное Слово Божие, Он присутствует повсюду, разделяет и распределяет все элементы и части мира и все Собой проницает; наконец, Он также является принципом всеобщей связи и гармонии различных частей духовного и материального мира, управляя, сохраняя и поддерживая все вещи в бытии. Демонстрируется, что в своем учении о Божественном Слове св. Амвросий тесно зависит от предшествующей античной и патристической традиции, прежде всего от стоической концепции мирового Логоса-пневмы как творческого Первоначала мира - концепции, которая была ему известна в платонизированной форме через Филона Александрийского и Оригена, а также, отчасти, через свт. Афанасия Великого и свт. Василия Великого. Отмечается, что, в отличие от Филона, Оригена и ариан, св. Амвросий не рассматривает Логос в качестве некоего инструмента для творения мира или посредника между Богом и миром, подчиненного Богу и имеющего какую-то среднюю природу. В духе своего времени Миланский святитель считает Логос истинным Сыном Божиим и Богом, единосущным Отцу, Который был Сотрудником Отца и подлинным Творцом мира, творившем все свободно и сознательно, а также Царем и Правителем вселенной. Отмечается, что, несмотря на зависимость свт. Амвросия от предшествующей традиции, его мысль остается вполне оригинальной для своего времени и востребованной в последующей христианской традиции - не только латинской, но и греческой.

Еще

Христианство, богословие, античная философия, стоицизм, патристика, бог, творение, космология, триадология, учение о логосе, единосущие, александрийская школа, свт. амвросий медиоланский, филон александрийский, ориген, свт. афанасий великий, свт. василий великий

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140290116

IDR: 140290116   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_107

Список литературы Учение свт. Амвросия Медиоланского о Логосе как творческой Премудрости и Силе в контексте античной и патристической космологии

  • Ambrosius Mediolanensis. Exameron, De paradiso, De Cain et Abel, De Noe, De Abraham, De Isaac, De bono mortis // CSEL. Vol. 32/1 / Ed. K. Schenkl. Vindobonae, 1896-1897.
  • Ambrosius Mediolanensis. De Iacob, De Ioseph, De patriarchis, De fuga saeculi, De interpellatione Iob et David, De apologia David, Apologia David altera, De Helia et ieiunio, De Nabuthae, De Tobia // CSEL. Vol. 32/2 / Ed. K. Schenkl. Vindobonae, 1897.
  • Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucan // CSEL. Vol. 32/4 / Ed. K. Schenkl. Vindobonae, 1902.
  • Ambrosius Mediolanensis. Expositio psalmi CXVIII // CSEL. Vol. 62 / Ed. M. Petschenig, M. Zelzer. Vindobonae, 1913.
  • Ambrosius Mediolanensis. Explanatio psalmorum XII // CSEL. Vol. 64 / Ed. M. Petschenig, M. Zelzer. Vindobonae, 1919.
  • Ambrosius Mediolanensis. Explanatio symboli, De sacramentis, De mysteriis, De paentientia, De excessu fratris, De obitu Valentiniani, De obitu Theodosii // CSEL. Vol. 73 / Ed. O. Faller. Vindobonae, 1955.
  • Ambrosius Mediolanensis. De fide // CSEL. Vol. 78 / Ed. O. Faller. Vindobonae, 1962.
  • Ambrosius Mediolanensis. De Spiritu Sancto libri tres, De incarnationis dominicae sacramento // CSEL. Vol. 79 / Ed. O. Faller. Vindobonae, 1964.
  • Ambrosius Mediolanensis. Epistulae et acta: Epistularum libri I-VI // CSEL. Vol.82/1 / Ed. O. Faller. Vindobonae, 1968.
  • Ambrosius Mediolanensis. Epistulae et acta: Epistularum libri VII-IX // CSEL. Vol. 82/2 / Ed. O. Faller, M. Zelzer. Vindobonae, 1990.
  • Адамов (2006) — АдамовИ.И. Свт. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915; 20062.
  • Диллон (2002) — Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. до н. э. — 220 н. э. СПб., 2002.
  • Столяров (1995) — Столяров A.A. Стоя и стоицизм. М., 1995.
  • Фокин (2014) — ФокинА.Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
  • Фокин (2016) — Фокин А. Р. Премудрость Божия как Ars Dei у блж. Августина: между неоплатонизмом и христианством // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 9-19.
  • Фокин (2019) — ФокинА.Р. Ориген // Православная Энциклопедия. М., 2019. Т.53. С. 219-227.
  • Ayres (2005) — Ayres L. Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford, 2005.
  • Bargeliotes (1972) — Bargeliotes L. Origen's Dual Doctrine of God and Logos // Theologia. 1972. No. 43. P. 202-212.
  • Bruns (2013) — Bruns Ch. Trinität und Kosmos. Zur Gotteslehre des Origenes. Münster, 2013.
  • Crouzel (1985) — Crouzel H. Origène. Paris, 1985.
  • Dassmann (1965) — Dassmann E. Die Frömmigkeit des Kirchenvaters Ambrosius von Mailand: Quellen und Entfaltung. Münster, 1965.
  • Dudden (1935) — Dudden H. The Life and Times of St Ambrose. Oxford, 1935. Vol. 1-2.
  • Förster (1884) — Förster Th. Ambrosius, Bischof von Mailand. Halle, 1884.
  • Herrmann (1954) — Herrmann L. Ambrosius von Mailand als Trinitätstheologe. Dargestellt in Konfrontation mit der illyrischen Theologie und im Blick auf das neu auftauchende christologische Problem. (Diss.). Heidelberg, 1954.
  • Ihm (1890) — Ihm M. Philon und Ambrosius // Neue Jahrbücher für Philologie und Pädagogik. 1890. Bd. 141. S. 282-288.
  • Madec (1974) — Madec G. Saint Ambroise et la philosophie. Paris, 1974.
  • Markschies (1995) — Markschies Chr. Ambrosius von Mailand und die Trinitätstheologie. Kirchen- und theologiegeschichtliche Studien zu Antiarianismus und Neunizänismus bei Ambrosius und im lateiniscchen Westen (364-381). Tübingen, 1995.
  • Orbe (1961) — Orbe A. La unción del Verbo. Roma, 1961.
  • Pepin (1964) — Pepin J. Théologie cosmique et théologie chrétienne (Ambroise, Exam. I 1, 1-4). Paris, 1964.
  • Rowe (1987) — RoweJ.N. Origen's Doctrine of Subordination. A Study in Origen's Christology. Bern, 1987.
  • Savon (1977) — Savon H. Saint Ambroise devant l'exégèse de Philon le Juif. Paris, 1977. Vol. 1-2.
  • Savon (1984) — Savon H. Physique des philosophes et cosmologie de la Genèse chez Basile de Césarée et Ambroise de Milan // Philosophies non chrétiennes et christianisme. (Annales de l'Institut de philosophie et de sciences morales). Bruxelles, 1984. P. 57-72.
  • Schenkl (1896-1897) — Schenkl K. Praefatio // CSEL 32.1. Vindobonae, 1896-1897. P. I-LXXXIV.
  • Szabó (1967) — Szabó F. Le rôle du Fils dans la création selon Saint Ambroise // Augustinianum. 1967. No. 7. P. 258-305.
  • Szabó (1968a) — Szabó F. Le Christ et le deux créations selon Saint Ambroise // Augustinianum. 1968. No. 8. P. 5-39.
  • Szabó (1968b) — Szabó F. Le Christ et le monde selon Saint Ambroise // Augustinianum. 1968. No. 8. P. 325-360.
  • Szabó (1968c) — Szabó F. Le Christ Créateur chez saint Ambroise. Roma, 1968.
  • Van Winden (1962) — Van WindenJ.C.M. St. Ambrose's Interpretation of the Concept of Matter // Vigiliae Christianae. 1962. No. 16. P. 205-215.
  • Van Winden (1963) — Van Winden J. C. M. "In the Beginning". Some observations on the Patristic Interpretation of Genesis 1, 1 // Vigiliae Christianae. 1963. No. 17. P. 105-121.
  • Verbeke (1945) — Verbeke G. L'evolution de la doctrine du Pneuma du Stoicimse à saint Augustin. Paris; Louvain, 1945.
  • Williams (1995) — WilliamsD.H.Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Conflicts. Oxford, 1995.
Еще
Статья научная