У истоков богословия истории в Русской Церкви

Автор: Михаил Викторович Легеев

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: Россия и Византия в современных исследованиях

Статья в выпуске: 1 (2), 2019 года.

Бесплатный доступ

Эпоха утраченной экумены1, при своей наиболее значительной исторической протяжённости (IX–XXI вв.), оказывается наименее изученной с точки зрения её патрологической периодизации и анализа общих и локальных исторических процессов, протекающих в Церкви, в их взаимной связи. В одной из наших прошлых статей2 мы наметили наиболее общие контуры периодизации данной эпохи. Настоящая статья посвящена месту в ней русского богословия. Начало русской церковной мысли, положенное свт. Иларионом Киевским, уже имеет выраженный историософский контекст, хотя в целом следует греческим свято- отеческим образцам. К моменту зарождения оригинального русского богословия на рубеже XV–XVI веков у прп. Иосифа Волоцкого и инока Филофея богословие истории приобретает особое значение в рамках процессов общецерковного маштаба, поднимая вопрос о финальной периодизации церковной истории и месте в ней Русской Церкви, а потому составляет ключевой импульс развития собственно русской мысли. Дальнейшее развитие богословия истории в Русской Церкви будет происходить в «контексте» проблемы взаимопроникновения общинного бытия Церкви и социума.

Еще

Богословие истории, историософия, формирование русского богословия, святитель Иларион Киевский, преподобный Иосиф Волоцкий, «Москва — третий Рим», инок Филофей, Церковь, экклезиология

Короткий адрес: https://readera.org/140240253

IDR: 140240253   |   DOI: 10.24411/2588-0276-2019-10005

Список литературы У истоков богословия истории в Русской Церкви

  • Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. В 2 т. СПб.: Библиополис, 1996. Т. 1. 456 с.
  • Ерм, св. Пастырь // Писания мужей апостольских. М.: Издат. Совет. РПЦ, 2003. С. 222-309.
  • Иларион Киевский, свт. Слово о законе и благодати. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868. (дата обращения: 03.11.2018).
  • Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. Б. Китеж, 2006. 372 с.
  • Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М. 1914.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии. СПб.: Изд-во СПбДА, 2018. 312 с.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории на рубеже эпох: от преподобного Максима Исповедника к преподобному Симеону Новому Богослову // Христианское чтение. 2018. № 5. С. 51-61.
  • Легеев М., свящ. Мир и Церковь как участники исторических процессов в «Эпоху утраченной экумены» // Труды кафедры богословия / Санкт-Петербургская Духовная Академия. 2018. № 1 (2). С. 208-221.
  • Легеев М., свящ. Смысл истории: торжество или кенозис Церкви? К постановке вопроса // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 33-43.
  • Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Периодизация «Эпохи утраченной экумены»: взгляд со стороны богословия истории // Русско-Византийский вестник / Санкт-Петербургская Духовная Академия. 2018. № 1. С. 64-72.
  • Лихачёв Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. 254 с.
  • Максим Исповедник, прп. Мистагогия // Он же. Творения. В 2 т. М.: Мартис, 1993. Т. 1. С. 154-184.
  • Маркидонов А. В. О некоторых особенностях древнерусского религиозного сознания (на примере Палеи Толковой)» // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки / Мат-лы IX межд. Научн.-богосл. Конф., посв. 100-летию начала муенического и исповеднического подвига РПЦ. 28-29 сентября 2017 года. Сборник докладов. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. С. 265-272.
  • Мелитон Сардийский, свт. О Пасхе: литургическая поэма / Пер. с греч. и послесл. иером. Илариона (Алфеева). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье — Об-во любителей церк. истории, 1998. 36 с.
  • Послание старца Филофея к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI. М., 1984.
  • Рансимэн С. Великая Церковь в пленении. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. 464 с.
Еще
Статья научная