Трансформация традиционного образа вины в связи с секуляризацией духовной культуры

Автор: Лаврухина Ирина Михайловна, Тимошенко Светлана Александровна

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Социологические, философские и политологические науки

Статья в выпуске: 7-2 т.7, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме вины, которая актуальна с момента появления философского знания, поскольку в значительной мере формирует ценностную систему человека и общества. Проблема вины представлена в связи с проблемами трансцендентного (Бога), зла, греха, свободы. Целью статьи является анализ различных подходов к пониманию вины как реального феномена и закономерность последующего перехода к теоретическому концепту вины. В статье выделены формирующиеся в культуре эпистемологический, религиозный, этический, онтологический, метафизический и экзистенциальный подходы в осмыслении проблемы вины, а также соответствующие им образы вины, показывается их зависимость от культурно-исторических условий существования человека, прослеживается логика их модификаций в связи с изменением характеристик духовной культуры. На этой основе выявлены предпосылки и механизмы формирования теоретического образа, а впоследствии и концепта вины, осуществленные в философии XX в. Далее показаны возможности использования теоретического концепта вины как инструмента типологии культур. В этой связи предлагаются культурные схематизмы «человек вины» и «человек стыда» в качестве методологического инструментария для анализа культурно-исторических различий и обсуждения правомерности выделения культур вины и стыда в диахронном и синхронном аспектах.

Еще

Вина, образ вины, концепт вины, зло, грех, бог, свобода, культурный схематизм, «человек вины», «человек стыда»

Короткий адрес: https://sciup.org/14950911

IDR: 14950911   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-122-127

Список литературы Трансформация традиционного образа вины в связи с секуляризацией духовной культуры

  • Лаврухина И.М. Философский подход к идее трансцендентного//Гуманитарные и социально-экономические науки. -2007. -№ 3.
  • Примером служат рассуждения апостола Павла о войне между духом и плотью (См. Христианство. Послание к римлянам 7:15-24) или иудаистское учение о добрых и злых наклонностях.
  • Спиноза Этика /Пер. с лат. Н.А. Иванцова//Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. -М.: Мысль, 1957. Т. 1. -С. 464.
  • Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла//Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х т./Пер. с франц. Т.4. -М.: Мысль, 1989. -С. 144.
  • Кант И. Об изначально злом в человеческой природе//Кант И. Соч. в 6 т./Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. -М.: Мысль. 1963. Т.4. Ч.2. -С. 48.
  • Киркегор С. Наслаждение и долг/Пер. с дат. П. Ганзена. -Киев: AirLand, 1994. -С. 299.
  • Карсавин Л.П. О личности//Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. -М.: Ренессанс: ИВО-СиД, 1992.
  • Хайдеггер М. Бытие и время/Пер. В.В. Бибихина. Ad Marginem, 1997. 2-я гл., § 54-60.
  • Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. -СПб.: Наука, 1992. URL: http://psylib.org.ua/books/gegel02/txt17.htm#c (дата обращения 29.09.2014)
  • Лаврухина И.М. Типология культур при обсуждении проблемы трансцендентного//Соловьевские исследования. -2009. -№ 23. -С. 32-38.
  • Доддс Э.Р. Греки и иррациональное/Пер. с англ., коммент. и указатель С.В. Пахомова; Послесл. Ф.Х. Кессиди. -СПб.:Алетейя, 2000. -С. 16-61.
  • Historisches Wörterbuch der Philosophie. Hrsg. von J. Ritter u. K. Gr-nder. -Berlin: Schwabe&Co AG Verlag, 1992. -S. 1450.
  • Афоризмы и цитаты. URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-styd/(дата обращения: 01.09.2014)
  • HistorischesWörterbuch der Philosophie. Hrsg. von J. Ritter u. K. Gr-nder. -Berlin: Schwabe&Co AG Verlag, 1992. -S. 1458.
Еще
Статья научная