Типы религиозности городского населения Дагестана

Бесплатный доступ

Религиозное возрождение сильнее затронуло канонические территории распространения исламского вероучения, причем для этого имелись объективные факторы. Рост значимости религиозного фактора, в данном контексте исламского, в социальной жизни общества, стремление духовных лиц доминировать в общественной жизни, особенно в системе образования, способствовали повышению интереса исследователей к религиозной тематике. Поэтому изучение состояния религиозной сферы, религиозности, ее типов, специфики культового поведения населения являются актуальными, ибо от положения в данной сфере зависит стабильность общества. Эмпирические данные свидетельствуют, что массовому сознанию городского населения Дагестана характерно обозначение ключевой роли исламского фактора в обществе. В установках опрошенных горожан доминирует позиция, обозначающая ассоциацию опрошенных с исламом, при этом можно наблюдать, что подгруппы самоидентифицирующихся как «убежденно неверующие» и «неверующие» подчеркивают свою принадлежность мусульманскому вероучению, что является подтверждением существования культурной или формальной религиозности. Кроме того, обозначение опрошенными веры в мистические силы является одним из показателей деформации их религиозной самоидентификации, что может выразиться в деструктивных процессах в религиозной сфере. Эмпирические данные показывают, что доля «чистых» религиозных типов среди опрошенных по всему массиву небольшая, но по подгруппам процентные показатели отражают их тип религиозности, при этом религиозное поведение по интенсивности не соответствует конкретно взятому типу религиозности.

Еще

Религия, религиозность, типы религиозности, городское население, городское пространство, ислам, культовое поведение, верующий, неверующий, атеист, религиозные правила

Короткий адрес: https://readera.org/149136756

IDR: 149136756   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-2-191-207

Список литературы Типы религиозности городского населения Дагестана

  • Рыжова С.В. Религиозность в контексте культуры доверия // Социологический журнал. - 2017. - Т. 23. - № 3. - С. 44-63. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.3.5363.
  • Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 102-107.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995. - 269 с.
  • Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Указ. соч.
  • Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: ACT, 2001. - 476 с.
  • URL: https://shia.world/kto-takie-munafiki-litsemery-i-chto-o-nih-govorit-koran/ (дата обращения: 05.06.2020).
  • Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. - 1990. - № 5. - С. 95-103.
  • Мчедлова М.М. Религиозная ситуация в России и ее регионах // Этническое и религиозное многообразие России / Под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. - М.: ИЭА РАН, 2018. - С. 146-178.
  • Кублицкая Е.А. Указ. соч.
  • Там же.
  • Халидова О.Б. Протестанты в Дагестане: историко-социологическое исследование. - Махачкала: АЛЕФ, 2019. - 208 с.
  • Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Указ. соч.
  • Юрасов И.А., Павлова О.А. Дискурсивное исследование религиозной идентичности // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 7 (125). - С. 24-29. DOI: 10.24158/tipor.2018.7.3.
  • Пруцкова Е.В. Религиозность и ее следствия в ценностно-нормативной сфере / / Социологический журнал. - 2013. - № 2. - С. 72-88.
  • Ильясов Ф.Н. Религиозное сознание и поведение // Социологические исследования. - 1987. - № 3. - С. 50-55.
  • Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Указ. соч.
Еще
Статья научная