Статьи журнала - Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии

Все статьи: 249

"Princeps apostolorum - princeps ecclesiae". Петрово первенство и авторитет (auctoritas) римского епископа в учении и практике свт. Льва Великого

"Princeps apostolorum - princeps ecclesiae". Петрово первенство и авторитет (auctoritas) римского епископа в учении и практике свт. Льва Великого

Маркович Константин Георгиевич

Статья научная

Статья посвящена анализу учения святителя Льва Великого, папы Римского (440- 461) о первенстве Римского епископа во Вселенской Церкви как наследника и преемника апостола Петра. Католические богословы и историки Церкви считают, что принципы доктрины о верховной юрисдикции Римского епископа в Церкви, равно как и о безошибочности его учения ex cathedra , так, как они были изложены в Догматической Конституции Pastor Aeternus I Ватиканского Собора, прямо вытекают из идей свт. Льва Великого. Многие православные и протестантские историки также склонны видеть в учении свт. Льва апологию папства. Папство предполагает, что Римский епископ является первым без равных ( primus sine paribus ) среди остальных иерархов Вселенской Церкви. Цель данной статьи - доказать, что свт. Лев считал апостола Петра «первым среди равных (primus inter pares)» по отношению к другим апостолам. Соответственно, Римский епископ, имеющий первенство авторитета (primatus auctoritatae), тем не менее является «первым среди равных» в сонме епископов Вселенской Церкви. В реальности тезис о Петровом первенстве в устах свт. Льва была богословской теорией, на которой основаны принципы устройства патриархата как института церковно-административного управления и судебной власти. Из идеи Петрова первенства также исходила практическая деятельность свт. Льва как авторитетного защитника православного вероучения и канонического порядка во Вселенской Церкви и патриарха Запада, проводившего в своей патриаршей области политику централизации и укрепления единства митрополий и епархий вокруг Апостольского престола.

Бесплатно

"Species specierum": позднее схоластическое евхаристическое богословие и источники постгуманизма. Часть 1: Дуализм тела и души и учение о темпераментах

"Species specierum": позднее схоластическое евхаристическое богословие и источники постгуманизма. Часть 1: Дуализм тела и души и учение о темпераментах

Тримбл Уэсли Уолкер

Статья научная

Канон XXIII.3 Тридентского Собора (1551 г.) предает анафеме того, кто «отрицает, что в досточтимом таинстве Евхаристии находится весь Христос под любым из видов [«specie»] и в каждой отделенной частичке любого из видов». Как часто бывает в истории церковного ритуала, утверждение канона было лишь богословским подкреплением уже давно существующей практики причащения мирян только Телом Христовым, а не Его пречистой Кровью. Но из формулировки о «видах», «частности», «целостности» и «жизни» Тела неожиданным образом возникло очень странное следствие. Несколько поколений католических богословов и философов горячо спорили именно о природе этих «specierum»: были ли волосы Христа живыми, были ли живыми Его ногти и, соответственно, были ли Его гуморы - кровь или желчь - проявлением Божественной воли или человеческой. В первой из двух статей мы рассмотрим предысторию этой проблемы, исследовав, что означает «дуализм тела и души». Вместо того, чтобы изучать все дискуссии о теле и душе за обширный период, мы обратимся к древней и широко распространенной медицинской доктрине четырех гуморов, которая послужит примером того, как в древности преодолевалась граница между телом и душой. История богословских и философских прений о четырех гуморах (темпераментах) показывает, насколько происходившее на Тридентском Соборе отражало философские взгляды, радикально отличавшиеся от общехристианской традиции. Для отцов Церкви душа была источником разума и, что немаловажно, жизни. Душа являлась основным агентом в отношениях с миром, а не пассивным субъектом, заключенным в ловушке тела. Мы покажем, что современный картезианский дуализм является богословски неприемлемым и приводит к ряду этических и апологетических проблем.

Бесплатно

"Автор предлагает свою оригинальную, пусть и неоднозначную, концепцию". Отзыв на статью: Легеев М., свящ. Экклезиология сегодня: две модели устройства церкви и их исторические предпосылки // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 2 (6). с. 17-42

"Автор предлагает свою оригинальную, пусть и неоднозначную, концепцию". Отзыв на статью: Легеев М., свящ. Экклезиология сегодня: две модели устройства церкви и их исторические предпосылки // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 2 (6). с. 17-42

Никулин Максим Сергеевич

Рецензия

Статья представляет собой отзыв на публикацию «Экклезиология сегодня: две модели устройства Церкви и их исторические предпосылки», в котором автор, в целом позитивно воспринимая проект разработки терминологически выверенной экклезиологии, подвергает критике отдельные аспекты системы священника Михаила Легеева. Прежде всего, автор отзыва отказывается относить русское эмиграционное богословие в лагерь противников традиционного учения Церкви. Во-вторых, он оспаривает правомерность использования термина «классическая традиция русской школы», признавая плюрализм русских экклезиологий. В-третьих, автор отзыва проблематизирует традиционность схемы «Христос-иерархия-народ», а также вопрос о генезисе церковной иерархии. Наконец, ставится вопрос об ипостаси Церкви и соотношении ее мариологического аспекта с концепцией священника Михаила Легеева.

Бесплатно

"В пропасть". Размышления над автобиографической прозой Марины Цветаевой

"В пропасть". Размышления над автобиографической прозой Марины Цветаевой

Рождественский Владимир Геннадиевич

Статья научная

В статье представлен опыт исследования автобиографической прозы Марины Цветаевой с позиции христианского понимания - с детских лет и до трагического конца поэтессы. Душа поэта раскрывается в его стихах. Но в творчестве Марины Цветаевой мы сталкиваемся и с таким уникальным в отечественной литературе явлением, как её художественная проза. В ней никогда не встретится вымышленный сюжет, вымышленные герои. Цветаева писала исключительно о том, что сама видела, помнила, переживала. В этом смысле вся, без исключения, её проза носит автобиографический характер. И потому не стихи, а именно проза Марины Цветаевой стала главной книгой её жизни, в которой она всё сама о себе сказала.

Бесплатно

"Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием" и проблема доксастического волюнтаризма

"Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием" и проблема доксастического волюнтаризма

Карпов Кирилл Витальевич

Статья научная

Настоящая статья посвящена проблеме доксастического волюнтаризма в свете эпистемологической формулы блж. Августина «Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием». Главный вопрос, рассматриваемый в статье - что вообще значит идея волевого контроля над формированием убеждений? В первой части автор представляет самую популярную теорию волевого контроля над убеждениями, построенную по аналогии с теорией контроля над действиями, а также наиболее распространенные аргументы в пользу и против волевого контроля над убеждениями. Во второй части анализируется известная формула блж. Августина «Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием». Раскрываются некоторые ее исторические предпосылки с точки зрения вопроса, можно ли считать элемент, обозначенный в этой формуле как «согласие», формой волевого контроля. В заключительной части поднимаются два вопроса: какому виду контроля согласие соответствует более всего - непосредственному (прямому) или опосредованному (косвенному), и к каким убеждениям он может быть применен. Показывается, что, во-первых, для решения вопроса о доксастическом контроле его необходимо решать для каждого вида убеждений отдельно, а, во-вторых, что при этом следует иметь в виду проблему осознанности / неосознанности при формировании убеждений. Автор также показывает, что августиновская идея согласия может быть проинтерпретирована как установление косвенного контроля через выполнение определенных эпистемических правил.

Бесплатно

"Всегда сохранял живые воспоминания о гостившем в семье его отца О. Иоанне...". Рапорт архиепископа Михаила (Мудьюгина) святейшему патриарху Алексию II о тросточке св. Иоанна Кронштадтского

"Всегда сохранял живые воспоминания о гостившем в семье его отца О. Иоанне...". Рапорт архиепископа Михаила (Мудьюгина) святейшему патриарху Алексию II о тросточке св. Иоанна Кронштадтского

Тарнакин Николай Александрович

Другой

26 июня 1990 г. архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин) (1912-2000) направил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт с сообщением о том, что в его распоряжении находится тросточка, до 1903 года принадлежавшая прославленному 8 июня 1990 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви в лике праведных протоиерею Иоанну Кронштадтскому. Публикация указанного рапорта позволяет пролить свет на малоизученные страницы жизни владыки Михаила - на его отношения со своим духовником во время пребывания на Астраханской кафедре, на его отношение к св. прав. Иоанну Кронштадтскому, на характер его переписки с Патриархом Алексием II.

Бесплатно

"Догматика православной восточной церкви" Христоса Андруцоса как учебник догматического богословия

"Догматика православной восточной церкви" Христоса Андруцоса как учебник догматического богословия

Поляков Эдуард Анатольевич

Статья научная

В статье дается обзор первого в новейшей греческой истории полного учебника догматического богословия, а также полемики, которую данная работа вызвала среди греческих богословов. Все указанные материалы не переведены на русский язык, а о самих авторах почти отсутствует русскоязычная литература. Проводится анализ взглядов Христоса Андруцоса в свете русских и греческих учебников догматики. Отмечается, что автор создал ясный, хотя и довольно краткий, систематический труд, отражающий состояние греческого православного богословия на начало XX века. В подаче материала он сделал основной акцент не на подборке библейских и святоотеческих цитат, а на последовательном изложении православного вероучения. В целом данный труд по своему содержанию хорошо согласуется с дореволюционными учебниками догматики, созданными в Русской и Греческих Церквах. Однако Христос Андруцос не наметил никаких перспектив развития тем, которые далее будут активно обсуждаться в течение XX века как в православном, так и в западном богословии. Поэтому данный труд, полезный для своей эпохи, в дальнейшем во многом утратил актуальность, хотя и переиздается до настоящего времени.

Бесплатно

"Догматика православной кафолической церкви" Панайотиса Трембеласа как учебник догматического богословия

"Догматика православной кафолической церкви" Панайотиса Трембеласа как учебник догматического богословия

Поляков Эдуард Анатольевич

Статья научная

В статье дается обзор крупнейшего в новейшей греческой истории учебника догматического богословия. Последовательно излагается его содержание, а также дается оценка в сравнении с аналогичным сочинением Христоса Андруцоса, а также другими православными догматическими пособиями первой половины XX века. Отмечается, что труд Трембеласа был создан в переломную для греческого богословия эпоху, когда оно стало обращаться к углубленному изучению восточных святых отцов и русских православных мыслителей. Поэтому Трембелас, создавая свою «Догматику» в основном по традиционным академическим образцам, включил в нее и элементы современных ему богословских достижений в области сотериологии и экклезиологии. Отличительной особенностью труда стала обширная подборка библейских и святоотеческих цитат, которую автор организовал так, чтобы сам материал в значительной степени излагался устами святых отцов. «Догматика» вызвала в основном положительные отзывы как одно из крупнейших и важнейших изложений православного вероучения, но и подвергалась критике за свою устарелость и схоластичность.

Бесплатно

"Ересь киприанизма" как мем информационного пространства

"Ересь киприанизма" как мем информационного пространства

Прилуцкий Александр Михайлович

Статья научная

Среди части православного сообщества, ориентированной на фундаменталистский паттерн, приобретает популярность обвинять менее радикальные церковные и псевдоцерковные сообщества в «ереси киприанизма». Этот термин образован от имени Киприана Куцумбаса, митрополита одной из неканонических греческих юрисдикций. Будучи сторонником умеренно-фундаменталистских взглядов, митрополит Киприан допускал наличие благодати в таинствах, совершаемых в церквах «мирового Православия», хотя и относился к последним достаточно негативно. Однако умеренная позиция митрополита Киприана не только вызвала неприятие среди фанатичных фундаменталистов, но и стала предметом агрессивной демонизации. В данной статье предпринята попытка проанализировать трансформацию «ереси киприанизма» в мем информационного пространства. Для этого необходимо выявить и проанализировать используемые герменевтические стратегии и методы, трансформацию изменений в семантике понятий, являющихся базовыми для экклесиологии самого митрополита Киприана, динамику семиосферы.

Бесплатно

"Новый атеизм" в Германии и реакция на него: общий обзор

"Новый атеизм" в Германии и реакция на него: общий обзор

Хулап Владимир Федорович

Статья научная

«Новый атеизм», будучи изначально англо-американским феноменом, в последние годы получает все большее распространение в других странах. Религиозная ситуация в Германии характеризуется тесным сотрудничеством государства и традиционных церквей (католической и евангелической) по широкому спектру общественно значимых вопросов. Однако и здесь помимо перевода трудов новых «классиков» выходят атеистические публикации немецких авторов (в том числе для детей), действует ряд атеистических организаций, регулярно проводящих антирелигиозные общественные акции. Христианское богословие стремится дать ответы на эти новые вызовы, актуализируя свои традиционные аргументы и стремясь к диалогу с естественными науками, философией, психологией и культурологией. В статье дан обзор основных монографий и научных сборников, посвященных дискуссиям с аргументами нового атеизма. Их широкий спектр показывает, что нападки на традиционное христианство могут стать важным импульсом для новой артикуляции церковного благовестия, которое стремится быть понятным современному человеку.

Бесплатно

"По образу нашему и по подобию нашему": богословское осмысление жизни на земле и во вселенной

"По образу нашему и по подобию нашему": богословское осмысление жизни на земле и во вселенной

Шимбалев Александр Альбертович

Статья научная

Статья представляет собой исследование отношения к возможности существования внеземной разумной жизни античных философов и христианских богословов Древней Церкви. Проводится историческая ретроспектива сочинений античных авторов, рассматривавших возможность существования внеземных миров и их разумных обитателей и богословской полемики на эту тему. Рассматривается учение Православной Церкви о природе человека. Обсуждается проблема сравнения человека с возможными разумными внеземными существами, возможности иметь им Образ Божий, присущий человеку, их отношение к грехопадению и потребности в Спасении. Далее рассматривается богословская полемика о возможности узурпации воздушного околоземного пространства падшими ангелами и показывается ошибочность этого мнения. Делается вывод, что Земля является исключительным местом в пространстве, Боговоплощение - исключительным событием в истории Вселенной, а человек - имеет исключительное значение в ее судьбе.

Бесплатно

"Религия в основе своей есть опыт": к характеристике духовного пути С. Л. Франка. Отзыв на книгу: Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: Изд-во ББИ, 2017. 202 с

"Религия в основе своей есть опыт": к характеристике духовного пути С. Л. Франка. Отзыв на книгу: Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: Изд-во ББИ, 2017. 202 с

Гаврилов Игорь Борисович, Гавщук Андрей Викторович

Другой

В статье рассматривается изданная в 2017 г. монография видного польского исследователя русской религиозной философии Терезы Оболевич «Семен Франк. Штрихи к портрету философа». Отмечено, что автор детально прослеживает основные вехи жизни и творчества выдающегося религиозного философа XX в. С. Л. Франка. Следуя структуре книги, в статье отражено поэтапное формирование религиозно-философского мировоззрения Франка как христианского мыслителя. Показано, что в начале своего творческого пути он увлекался идеями марксизма, затем обратился к неокантианству и философии жизни и, наконец, к концу первого десятилетия XX в., после преодоления гносеологического методологизма, начала формироваться его собственная концепция философского онтологизма. Выделен эмигрантский период жизни мыслителя, к которому относятся представленные в монографии уникальные материалы Бахметьевского архива Колумбийского университета США - малоизвестные тексты Франка, а также редкие свидетельства его современников и собеседников. Особое внимание уделено отображению в книге внутреннего духовного опыта мыслителя, что позволило Т. Оболевич создать целостную картину личной и творческой жизни С. Л. Франка, увенчавшейся его глубокой уверенностью в воскресении Христовом.

Бесплатно

"Сакраментологический барьер" в экклезиологии XX века и пути его преодоления сегодня

"Сакраментологический барьер" в экклезиологии XX века и пути его преодоления сегодня

Легеев Михаил Викторович

Статья научная

С наступлением XX века начинается новый период церковной мысли - она концентрируется на проблематике кафолического бытия Церкви. Два ключевых аспекта: внутреннего устройства самой Церкви и её отношения к внешнему миру - составляют основной объём этой проблематики. Различные попытки осмысления этого круга вопросов на протяжении всего XX века осуществляются в привычных для прошлых эпох парадигмах богословия отдельного человека как Церкви (X-XIV вв.) и богословия общинного бытия (XV-XIX вв.), коррелируемых с контекстами аскезы и церковных таинств. Такой подход обнаруживает свою ограниченность: отождествление экклезиологического и сакраментологического бытия, будучи последовательно применённым, приводит церковную мысль либо в лабиринты и тупики богословской мысли, либо - хуже - к богословским ошибкам, которые могут иметь далеко идущие последствия в жизни Церкви. К концу XX века, преимущественно в рамках направления неопатристического синтеза, намечается путь к преодолению «сакраментологического барьера».

Бесплатно

"Столь скрупулезного рассмотрения этого вопроса до сих пор не было...". Отзыв на статью: Золотарев С., прот.  у Платона и Аристотеля. К вопросу об источниках софиологии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 3 (7). с. 65-88

"Столь скрупулезного рассмотрения этого вопроса до сих пор не было...". Отзыв на статью: Золотарев С., прот. у Платона и Аристотеля. К вопросу об источниках софиологии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 3 (7). с. 65-88

Маркидонов Александр Васильевич

Статья научная

В отзыве на статью прот. С. Золотарева вместе с высокой оценкой осуществленного автором анализа античного употребления σοφια, обращается внимание на более широкий и емкий методологический извод обсуждаемой темы и на необходимость не просто принимать или отметать, но именно интерпретировать (понимать в их внутренней логике) интуиции самих софиологов.

Бесплатно

"Трудная проблема сознания" в контексте соотнесения естественнонаучного и теологического дискурса

"Трудная проблема сознания" в контексте соотнесения естественнонаучного и теологического дискурса

Копейкин Кирилл Владимирович

Статья научная

Современная наука описывает мир «снаружи». В результате такого описания мир предстаёт как совокупность материальных тел . Между тем, психика не является телом. Сегодня академический мир подходит к осознанию того факта, что разрешение «трудной проблемы сознания» невозможно без привлечения личностного дискурса, подразумевающего взгляд на проблему «изнутри», что традиционно ассоциируется с «восточной» традицией. Для того, чтобы обрести такой взгляд нужно попробовать переосмыслить математику, при помощи которой мы описываем физический мир. Математика существует внутри нас, в нашей психической реальности. Она порождается субъектом из ничего - подобно тому, как это описывается в библейском повествовании о творении мира. Обращение к экзистенциально прочитываемому библейскому Шестодневу даёт возможность наполнить математическую структуру экзистенциально переживаемым («психическим») смысловым содержанием и создать новый понятийный язык, позволяющий описать как объект(ив) ность «внешнего» физического, так и субъект(ив)ность «внутреннего» психического миров. Такой исследовательский проект имеет чрезвычайно важное социально-политическое измерение: создание многомерного смыслового пространства современной научной картины мира, ассимилирующего смыслы авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, - даст возможность религиям вступать в соприкосновение не через конфликт порой диаметрально противоположных богословских воззрений, а через науку, ставшую сегодня единым языком описания и способом постижения мира, тем самым содействуя более глубокому взаимодействию науки и общества.

Бесплатно

"Это воистину софиесловие". Отзыв на статью: Золотарев С., прот.  у Платона и Аристотеля. К вопросу об источниках софиологии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 3 (7). с. 65-88

"Это воистину софиесловие". Отзыв на статью: Золотарев С., прот. у Платона и Аристотеля. К вопросу об источниках софиологии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 3 (7). с. 65-88

Никулин Максим Сергеевич

Статья научная

Статья представляет собой отзыв на публикацию прот. С. Золотарева, в которой он исследует семантику термина «σοφία» в трудах Платона и Аристотеля. Автор, соглашаясь с влиянием на русскую софиологию библейской литературы Премудрости и мистико-эзотерических учений, подвергает сомнению вывод прот. С. Золотарева об отсутствии влияния на нее философии Платона и Аристотеля. На примере диалога «Тимей» показано наличие у Платона представления о живом существе, прототипе видимого космоса, как возможного коррелята Софии. В качестве аналога Софии русской религиозной философии также усматривается Ум (νοῦς) как вместилище идей у Аристотеля и Плотина. Кроме того, обращается внимание на существующую персоналистическую трактовку всеобщего в античной философии, что позволяет по-новому взглянуть на проблему генезиса представления о Софии как о личном существе.

Бесплатно

"Я, как читатель, растерян...". Отзыв на статью: Легеев М., свящ. Экклезиология сегодня: две модели устройства церкви и их исторические предпосылки // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 2 (6). с. 17-42

"Я, как читатель, растерян...". Отзыв на статью: Легеев М., свящ. Экклезиология сегодня: две модели устройства церкви и их исторические предпосылки // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 2 (6). с. 17-42

Маркидонов Александр Васильевич

Рецензия

Статья представляет собой отзыв на работу священника Михаила Легеева «Экклезиология сегодня: две модели устройства Церкви и их исторические предпосылки». Относительно тезиса указанной работы о двух моделях устройства Церкви высказываются критические замечания, главным образом, по адресу методической стороны в разработке данной темы. Делается вывод, что присущая автору - священнику Михаилу Легееву масштабность, сопровождаемая схематизмом в концептуальном освоении материала, порой не оставляет места для бережного выявления конкретного своеобразия обсуждаемых реалий.

Бесплатно

Dasein в России: еще раз к вопросу о переводе

Dasein в России: еще раз к вопросу о переводе

Гагинский Алексей Михайлович

Статья научная

В статье рассматривается рецепция наследия М. Хайдеггера в 1990-е гг. в России, мифологизация его философии и, в частности, понятия Dasein, до сих пор считающегося фактически непереводимым. Автор критически рассматривает наиболее распространенные способы перевода Dasein (присутствие, вот-бытие, Dasein), предлагая свой вариант перевода. Основные характеристики Dasein, которые надо сохранить при переводе - это бытийность, конкретность, жизненность, временность и смертность, которые конституируют Dasein в философии Хайдеггера. Ближайшим по значению для Dasein является его изначальный смысл - «существование», но такой перевод был бы слишком абстрактным и терял бы конкретику, задаваемую приставкой da. Русский язык позволяет задать конкретику окончанием: вот-бытие, здесь-бытие, присутствие есть не что иное, как существующее, или существующий, сущий - переосмысленное библейское ego sum qui sum, вполне передающее значение Dasein. Автор учитывает возможные трудности такой трактовки Dasein.

Бесплатно

Sensus divinitatis и естественное знание о Боге

Sensus divinitatis и естественное знание о Боге

Гаспаров Игорь Гарибович

Статья научная

В статье рассматривается модель естественного знания о Боге, разработанная известным американским философом религии и эпистемологом Алвином Плантингой в качестве ответа на антитеистическое возражение de jure. Согласно этому возражению, вера в Бога является нерациональной в независимости от факта Его существования, поскольку такая вера - результат некоторого эпистемического дефекта. С помощью своей модели, которую он обозначает как «модель Аквината-Кальвина», Плантинга показывает, что если Бог действительно существует, то вера в Него не является результатом эпистемического дефекта, а, напротив, представляет собой эпистемически адекватную естественную реакцию человека перед лицом существования Бога. В центре этой модели находится особый познавательный механизм, вложенный Богом в человека специально с целью естественного богопознания, который Плантинга называет sensus divinitatis (лат. чувство божества). В статье показано, что несмотря на свою привлекательность, модель Аквината-Кальвина сталкивается с некоторыми трудностями. В то же автор утверждает, что эти трудности не являются фатальными, предлагая свой способ их разрешения.

Бесплатно

«Децентрализованный субъект» в контексте истории европейской религиозности

«Децентрализованный субъект» в контексте истории европейской религиозности

Светлов Р.В., Курбатов А.Г., Минак В.С.

Статья научная

Постмодернистская трактовка субъекта децентрализует его, заменяя сущностные определения экзистенциальными, центр - периферией, нормативное единство личности - бессознательным и «машинами желаний», тождество субъекта - представлением о множестве нарративов, которые взаимодействуют в поле того, что мы называем сознанием. Науки о религии и культурная антропология дают нам любопытную параллель с пониманием личности / субъекта в древности. Мы имеем в виду представление о божественных / демонических силах, наполняющих человека и конкурирующих друг с другом. Отвергнутое в античном сознании как противоречащее тождеству «внутреннего / подлинного человека» (души), оно тем не менее возвращалось в различных позднеантичных явлениях (гностицизм - герметизм - манихейство) и в позднейших мистико-эзотерических движениях. Эти «антропологии» - архаическую и герметическую с одной стороны и постмодернистскую с другой - объединяет представление о наличии внешних источников силы и воли для человека и для его самосознания (субъектности). На наш взгляд, тема сходства этих дискурсов требует дальнейшего внимательного рассмотрения.

Бесплатно

Журнал