Терракотовая мужская голова из бухты у мыса Ак-Бурун: предварительные результаты исследования и новые вопросы

Автор: Внуков С.Ю., Ильина Т.А., Муратова М.Б., Ольховский С.В., Смокотина А.В.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Новые открытия и материалы

Статья в выпуске: 258, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья представляет собой предварительную публикацию фрагментированной терракотовой головы, изображающей бородатого мужчину, найденной в 2017 г. в результате подводных раскопок у мыса Ак-Бурун1. Подробно рассматривается технология изготовления головы, а также предпринимаются поиски аналогий и выяснение ее возможного функционального назначения.

Терракотовая скульптура, технология изготовления, пигменты, свободно стоящая скульптура, архитектурная скульптура

Короткий адрес: https://sciup.org/143171232

IDR: 143171232

Список литературы Терракотовая мужская голова из бухты у мыса Ак-Бурун: предварительные результаты исследования и новые вопросы

  • Бритова Н. Н., 1969. Греческая терракота. М.: Искусство. 180 с.
  • Грешников Э. А., Анциферова А. А., Дороватовский П. В., Кашкаров П. К., Преснякова Н. Н., Малахов С. Н., Ольховский С. В., Светогоров Р. Д., Яцишина Е. Б., Ковальчук М. В., Макаров Н. А., 2019. Аналитические исследования пигментов античной скульптурной терракоты, найденной в Керченской бухте // Кристаллография. Т. 64. № 6. С. 999-1006.
  • Ольховский С. В., 2017. Подводные раскопки на объекте археологического наследия "Бухта Ак-Бурун" // Таврические студии. № 12. Симферополь. С. 118-120.
  • Ольховский С. В., Степанов А. В., 2016. Спасательные подводные исследования на ОАН "Бухта Ак-Бурун" в 2015 г. // Древности Боспора. Т. 20. М.: ИА РАН. С. 355-364.
  • Andreotti A., Bonaduce I., Colombini M.P., Degano I., Lluveras A., Modugno F., Ribechini E., 2014. Characterization of Natural Substances in Ancient Polycromies // Dversamente bianco. La policromia della statua romana / Eds.: P. Liverani, U. Santamaria. Rome: Editiani uazar. P. 191-206.
  • Barletta B. A., 2006. Archaic and Classical Magna Graecia // Greek Sculpture: Function, Materials, and Techniques in the Archaic and Classical Periods / Ed. O. Palagia. New York, NY: Cambridge University Press. P. 77-118.
  • Bookidis N., 2000. Corinthian Terracotta Sculpture and the Temple of Apollo // Hesperia. Vol. 69. № 4. P. 381-452.
  • Bookidis N., 2010. The Sanctuary of Demeter and Kore: The Terracotta Sculpture. Princeton, N.J.: American School of Classical Studies at Athens. 298 p.
  • Brøns C., Hedegaard S. S., Sargent M. L., 2016. Painted Faces: Investigations of Polychromy on Etruscan Antefixes in the My Carlsberg Glyptotek // Etruscan Studies. Vol. 19. № 1. P. 23-67.
  • Carlson D. N., 2009. Seeing the Sea: Ships' Eyes in Classical Greece // Hesperia. Vol. 78. № 3. P. 347-365.
  • Casson L., 1971. Ships and Seamanship in the Ancient World. Princeton, N.J.: Princeton University Press. 441 p.
  • Colombini M. P., Giachi G., Modugno F., Pallecchi P., Ribechini E., 2003. The characterization of paints and waterproofing materials from the shipwrecks found at the archaeological site of the Etruscan and Roman harbour of Pisa (Italy) // Archaeometry. Vol. 45. № 4. P. 559-674.
  • Deonna W., 1907. Les statues de terre cuite dans l'antiquité: Sicile, Grande-Grèce, Etrurie et Rome. Paris: A. Fontemoing. 250 p.
  • Ferruzza M. L., 2016. Ancient Terracottas from South Italy and Sicily in the J. Paul Getty Museum. Los Angeles: J. Paul Getty Museum. 243 p.
  • Florian M.-L. E., 1987. The Underwater environment // Conservation of Marine Archaeological Objects / Ed. C. Pearson. London; Boston: Butterworths. P. 1-20.
  • Greshnikov E. A., Antsiferova A. A., Dorovatovskii P. V., Kashkarov P. K., Presniakova N. N., Malakhov S. N., Olkhovskii S. V., Svetogorov R. D., Yatsishina E. B., Kovalchuk M. V., Makarov N. A., 2019. Analysis of the Colors of the Antique Portrait Terracotta Found in the Kerch Bay // Arts and Social Sciences Journal. Vol. 10. Iss. 3. 6 p.
  • Karageorghis V., 1993. The Coroplastic Art of Ancient Cyprus. III: The Cypro-Archaic Period. Large and Medium Size Sculpture. Nicosia: A. G. Leventis Foundation. 193 p.
  • Karageorghis V., Merker G. S., Mertens J. R., 2016. The Cesnola Collection of Cypriote Art: Terracottas. New York: The Metropolitan Museum of Art. 238 p.
  • Keesling C. M., 2017. Early Greek Portraiture: Monuments and Histories. Cambridge: Cambridge University Press. 309 p.
  • Lulof P. S., 1996. The Ridge-Pole Statues from the Late Archaeic Temple at Satricum. Amsterdam: Thesis Publishers. 250 p.
  • Schilling M., 2005. Paint Media Analysis // Scientific Examination of Art: Modern Techniques in Conservation and Analysis (Sackler NAS Colloquium). Washington: National Academy of Science. P. 186-205.
  • Stewart A., 1990. Greek Sculpture: An Exploration. New Haven and London: Yale University Press. 2 vols.
  • Svoronos J. N., 1914. Stylides, ancres hierae, aphlasta, stoloi, acrostolia, embola, proembola et totems marins // Journal international d'archéologie numismatique. T. 16. P. 81-152.
  • Weinberg S. S., 1957. Terracotta Sculpture at Corinth // Hesperia. Vol. 26. № 4. P. 289-319.
  • Winter N. A., 1993. Greek Architectural Terracottas from the Prehistoric to the End of the Archaic Period. Oxford: Clarendon Press. 360 p.
Еще
Статья научная