Тема Москвы как "святого града" в музыкально-гимнографическом творчестве царя Ивана Грозного и мастера Федора Крестьянина

Автор: Парфентьева Наталья Владимировна, Парфентьев Николай Павлович

Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки @vestnik-susu-humanities

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 4 т.17, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется проблема воплощения темы «святого града» Нового Иерусалима в музыкально-гимнографическом творчестве царя Ивана IV Грозного и выдающегося придворного распевщика Федора Крестьянина. Идеологические концепции «Москва - Новый Иерусалим» и «Москва - Третий Рим» были рождены в период возвышения Москвы как столицы единого Российского государства. Эти идеи в первую очередь утвердились в политическом сознании правящей элиты XVI - первой половины XVII вв. В целом ряде научных работ показано их претворение в различных видах искусства: иконографии, архитектуре, литературе, церковно-литургическом театрализованном действе. Однако эта тема нашла свое отражение и в музыкальном искусстве. Авторы рассматривает воплощение концепции «Москва - Новый Иерусалим» на примере конкретных песнопений. Задостойник «Светися, светися, новый Иерусалим» исследуется в музыкальной версии Федора Крестьянина, возникшей во время периода особого усиления интереса к данной идее. Придворный мастер создал свой распев в новом торжественном стиле Демества для древнего гимнографического текста, напрямую обращенного к образу Нового Иерусалима. Анализируется выполненная одним из царских певчих уникальная запись произведения 1600 г., которая свидетельствует об огромном внимании к изучению этого распева государевым хором. Раскрыта авторская (Крестьянина) концепция воплощения идеологемы «Москва - Новый Иерусалим» в задостойнике музыкальными средствами. К образу Московии как отражению иерархического устройства Небесного царства в музыкально-гимнографическом творчестве обращался также и сам Иван Грозный. В созданном им тексте одной из стихир к богослужению на праздник Сретения иконы Владимирской Богородицы земная иерархическая структура русского общества представлена как своеобразная проекция небесной иерархии в сопоставлении её с небесными чинами.

Еще

Древнерусское церковно-певческое искусство, авторское творчество, идеи "москва - третий рим" и "москва - новый иерусалим", иван грозный, федор крестьянин

Короткий адрес: https://sciup.org/147151213

IDR: 147151213   |   DOI: 10.14529/ssh170411

Список литературы Тема Москвы как "святого града" в музыкально-гимнографическом творчестве царя Ивана Грозного и мастера Федора Крестьянина

  • Альшиц, Д. Н. Новый документ о людях и приказах Опричного двора Ивана Грозного после 1572 г./Д. Н. Альшиц//Исторический архив. -Т. 4. -М.; Л., 1949. -C. 35-37.
  • Амосов, А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного/А. А. Амосов. -М., 1998. -387 c.
  • Баталов, А. Л. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)/А. Л. Баталов, Л. С. Успенская. -М., 2004. -96 с.
  • БРАН. Арх. п. № 4.
  • БРАН. Строг. № 40.
  • БРАН. 16.7.24. Л. 102.
  • ГИМ. Единов. № 37.
  • ГИМ. Синод. певч. № 99.
  • ГИМ. Синод. слав. № 819.
  • Емченко, Е. Б. Стоглав: исследование и текст/Е. Б. Емченко. -М.: Индрик, 2000.
  • Ильин, М. А. Каменная летопись Московской Руси/М. А. Ильин. -М., 1966.
  • Конотоп, А. Б. Композиция «Шествие к небесному Иерусалиму» на иконе «Страшный суд» из Национального музея Швеции (источниковедческие проблемы): дис. … канд. ист. наук/А. Б. Конотоп. -М., 2007.
  • Кудрявцев, М. История православного монашества в Северо-восточной России/М. Кудрявцев. -М., 1881.
  • Панченко, А. М. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха/А. М. Панченко, Б. А. Успенский//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. -Л., 1983. -Т. 37. -С. 57-58.
  • Парфентьев, Н. П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного/Н. П. Парфентьев//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2014. -Т. 14. -№ 1. -С. 51-59.
  • Парфентьев, Н. П. ОдеятельностимастеровТроице-Сергиевскогомонастыря вобластидревнерусскогомузыкального искусства (на примере творчества Логина Шишелова)/Н. П. Парфеньев, Н. В. Парфентьева//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2013. -Вып. 1. -С. 92-103.
  • Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подг. Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. -Л., 1979. -C. 12-13.
  • Подобедова, О. И. Московская школа живописи при Иване IV/О. И. Подобедова. М., 1972.
  • Пожидаева, Г. А. Лексикология демественного пения/Г. А. Пожидаева. -М.: Знак, 2010. -784 с.
  • Рамазанова, Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII вв./Н. В. Рамазанова. -СПб., 2004. -453 c.
  • РГАДА. Ф. 188. № 1585.
  • РГБ. Ф. 37. № 138.
  • РГБ. Ф. 113. № 3.
  • РГБ. Ф. 228. № 35.
  • РГБ. Ф. 304. № 414.
  • РГБ. Ф. 304. № 429.
  • РГБ. Ф. 379. № 14.
  • РНБ. Вяз. О. 80.
  • РНБ. Грузд. собр. № 52.
  • РНБ. Кир. Бел. 593/850.
  • РНБ. Кир. Бел. 639/896.
  • РНБ. Кир. Бел. 657/914.
  • РНБ. Кир. Бел. 707/964.
  • РНБ. О. I. 403.
  • РНБ. Q. 1. 422.
  • РНБ. Q. 1. 1101.
  • Самойлова, Т. Е. Тема избранного народа в росписи Архангельского собора/Т. Е. Самойлова//Библия в культуре и искусстве. -М., 1995. -С. 124-136.
  • Снегирев, В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного/В. Л. Снегирев. -М., 1953.
  • Соколова, И. М. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля/И. М. Соколова. -М., 2001. -78 c.
  • СПМЗ. № 274. Л. 279.
  • Усачев, А. С. Об истории бытования идеи «Третьего Рима» в России XVI в./А. С. Усачев//Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви, 2015. -Вып. 3 (64). -С. 9-17.
  • Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в./Н. Ф. Финдейзен. -М.; Л., 1928.
  • Флайер, М. К. «Мономахов трон» Ивана Грозного/М. К. Флайер//Иконостас. Происхождение -развитие -символика. -М. 2000. -С. 599-620.
  • Флайер, М. К. Расшифровка кода: образ царя в обряде Вербного воскресения в Московском государстве/М. К. Флайер//Американская русистика: вехи историографии последних лет/сост. Дж. Маджеска. -Самара, 2001. -С.203-239.
  • Parfentiev, N. P. About Activity of Feodor Krestjanin -the Master of Musical-Written Art of XVI -the Beginning XVII Centuries/N. P. Parfentiev//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. -V. 2 (3). -P. 402-413.
  • Parfentjev, N. P. Author's «Alphabets» in Systems of Record of Ancient-Russian Musical-Written Art Products/N. P. Parfentjev//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. -V. 2 (2). -P. 163-168.
  • Parfentjev, N. P. Reflection of the main directions didaskal Feodor Krest'ianin's creative activity in monuments of writing XVI-XVII centuries/N. P. Parfentjev//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2013. -V. 10. -P. 1423-1432.
  • Perrie, М. Moscow in 1666: New Jerusalem, Third Rome, Third Apostasy/M. Perrie//Quaestio Rossica, 2014. -№ 3. -С.75-85.
Еще
Статья научная