"Тексты вещей". Традиционный текст в эпистемологической перспективе

Автор: Домников Сергей Дмитриевич

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (38), 2019 года.

Бесплатный доступ

Предметом настоящего исследования является феноменологический и эпистемологический анализ традиционного текста как «текста вещей». Традиционный текст, рассматриваемый как «конкретный объект», восходит к понятию эпистемы как дискурсивной формации (М. Фуко) и как пути к познанию языка и сознания, социальных институтов и истории в их комплексном развитии (социальная эпистемология). В качестве объекта исследования рассматриваются текст литературного памятника первой четверти XVII в. - «Сказания о крестьянском сыне», к которому примыкает широкий круг фольклорных нарративов. Способ репрезентации мира человека через «миры вещей» является распространенным и даже типичным в семантике традиционных нарративов. Методологической базой исследования выступают методы социально-философского и философско-антропологического анализа, феноменологии и эпистемологического исследования. Для философа и антрополога особый интерес представляет структурная организация текста и аспекты нарративного пойесиса, характеризующие особенности традиционного текста. Социально-философский подход обнаружит заключенную в тексте целостную эпистему. Она позволяет рассмотреть в синхронистической перспективе целостный ансамбль слов и вещей, организующих текстовый строй. Историко-антропологический подход дает возможность раскрыть проблематику топической функциональности вещей, раскрывающей этико-парадигматическую перспективу существования человека. Новацией является определение текста в связи с расширенным понятием эпистемы, позволяющее анализировать его с применением обширного корпуса методологических подходов. Эпистемологический подход к тексту позволяет расширить возможности интерпретации с точки зрения социально-философской эвристики. Исследовательская гипотеза заключается в трактовке традиционного текста как текста-становления. В рамках той же гипотезы принцип контаминации предлагается трактовать как прямое следствие архаического (ритуального) способа организации вещей (логика ритуала, визуализации, повседневных и хозяйственных практик и других топически-распределительных сетей культурной традиции).

Еще

Текст, эпистема, эпистемология, феноменология, нарратив, фольклор, становление, дискурс, дискурсивная формация, вещь, тело, ритуал, парадигматический анализ

Короткий адрес: https://sciup.org/147227496

IDR: 147227496   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2019-2-145-157

Список литературы "Тексты вещей". Традиционный текст в эпистемологической перспективе

  • Батай Ж. Проклятая часть. Сакральная социология/пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Ладомир, 2006. 742 с.
  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит.,1965. 527 с.
  • Гашков С.А. «Эпистема» как путь к познанию. Эвристический потенциал концепта «эпистемы» Фуко для социально-онтологических концепций языка и истории//Философская мысль. 2018. № 4. С. 30-40. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.4.22930
  • Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато/пер. с фр. и послесл. Я.И. Свирского. Екатеринбург: У-Фактория: Астрель, 2010. 895 с.
  • Демин А.С. Древнерусская литература. Изображение общества. М.: Наука, 1991. 244 с.
  • Демин А.С. О художественности древнерусской литературы/отв. ред. В.П. Гребенюк. М.: Языки русской культуры, 1998. 848 с.
  • Демкова Н.С. Фрагмент из «Сказания о крестьянском сыне» в записи 1620 г.//Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М.: Наука, 1976. С. 172-175.
  • Леви-Строс К. Мифологики: в 4 т. Т. 1: Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 406 с.
  • Попов П.Н. Повесть о «крестьянском сыне» -«напрасном тате» по Киевскому списку XVIII столетия//Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. В.И. Малышев. Т. XIV. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 440-443.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 274 с.
  • Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль/пер.с фр. Н.М. Любимова. М.: АСТ, 2003. 828 с.
  • Русская демократическая сатира XVII века/подг. текстов, статья и комментарии чл.-корр. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 110-113 (Тексты), 213-214 (Текстологический комментарий), 277-279 (Историко-литературный и реальный комментарий).
  • Сказание о крестьянском сыне//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 2/сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Худож. лит., 1994. С. 225-226.
  • Фуко М. Дискурс и истина//Логос. 2008. № 2(65). С. 159-262.
  • Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук/пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. Вступ. статья Н.С. Автономовой. СПб: A-cad, 1994. 395 с.
  • Шептаев Л.C. «Послание дворительное недругу» (Посадская сатира XVII века)//Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом)/отв. ред. В.И. Малышев. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. IX. С. 371-377.
  • Юдин Ю.И. Дурак, шут, вор и черт: (исторические корни бытовой сказки)/отв. ред. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2006. 336 с.
Еще
Статья научная