Тексты-диалоги Алена Роб-Грийе: «порождающий образ» наррации

Автор: Муравьева Лариса Евгеньевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 4 (55), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме конструирования гибридного нарратива, создаваемого при участии как вербального, так и визуального медиумов. В ХХ веке в противовес классическому принципу иллюстративности оформляется интенция художников и писателей создавать текст-диалог, т.е. особую художественную форму, в которой визуальный и вербальный компоненты сосуществовали бы на равных правах. К взаимодействию медиумов в экспериментальных текстах оказывается применима концепция «порождающего образа» (Mourier-Casile & Moncond’huy), предполагающая, что текст не говорит напрямую об изображении, которым был порожден, но функционирует на дистанции, выстраивая сложную сеть семантических отношений между двумя медиумами. Концепция «порождающего образа» анализируется на примере текстов-диалогов Алена Роб-Грийе, вошедших в состав его романа «Топология города-призрака» (1976). Нарратив романа, интегрирующий в себя книги художника (livres d’artiste), созданные Роб-Грийе совместно с художниками Полем Дельво, Робертом Раушенбергом и фотографом Дэвидом Гамильтоном, конструируется при непосредственном участии визуального медиума. Данный тип отношений текста и образа любопытен с позиций трансмедиальной нарратологии, одна из задач которой - изучение принципов сохранения нарративных свойств в различных медиасредах. При этом в трансмедиальных исследованиях практически не рассматриваются аспекты порождения текста, создаваемого за счет выявленной конкуренцией между медиальными средами. Применяя методологические инструменты трансмедиальной нарратологии и опираясь на анализ черновиков и рукописей, автор статьи формулирует ряд основных принципов создания нарративности, отталкивающейся от визуального образа.

Еще

«порождающий образ», трансмедиальная нарратология, ален роб-грийе, роберт раушенберг, поль дельво

Короткий адрес: https://sciup.org/149127487

IDR: 149127487   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00096

Список литературы Тексты-диалоги Алена Роб-Грийе: «порождающий образ» наррации

  • Fonds Alain Robbe-Grillet // IMEC (consultés aux archives Institut Mémoires de l'édition contemporaine), Collaboration avec des artistes.
  • Fonds Alain Robbe-Grillet // IMEC (consultés aux archives Institut Mémoires de l'édition contemporaine), Entretien avec Rogé-Michel Allemand.
  • Fonds Alain Robbe-Grillet // IMEC (consultés aux archives Institut Mémoires de l'édition contemporaine), Qu'est-ce qu'un roman-photo. Preface pour: "Chausse-trappes".
  • Fonds Alain Robbe-Grillet // IMEC (consultés aux archives Institut Mémoires de l'édition contemporaine), "Topologie d'une cité fantôme: Construction d'un temple en ruine à la déesse Vanadé" brouillons.
  • Fonds Alain Robbe-Grillet // IMEC (consultés aux archives Institut Mémoires de l'édition contemporaine), "Topologie d'une cité fantôme: Construction d'un temple en ruine à la déesse Vanadé" épreuves.
  • Муравьева Л.Е. Трансатлантическая книга Алена Роб-Грийе и Роберта Рау-шенберга // Новое литературное обозрение. 2019. № 156, C. 180-188.
  • Allemand R.-M. Alain Robbe-Grillet. Paris, 1997.
  • Bonhomme B. Claude Simon: une contestation du texte par l'image // Cahiers de Narratologie. 2009. № 16. URL: https://journals.openedition.org/narratologie/1025 (дата обращения 01.03.2020).
  • Delvaux P., Robbe-Grillet A. Construction d'un temple en ruine à la déesse Vanadé, Paris, 1975.
  • Herman D. Basic Elements of Narrative. Chichester, 2009.
  • Herman D. Building Storyworlds across Media and Genres // Herman D. Storytelling and the Sciences of Mind. Cambridge, 2013. P. 103-143.
  • Kunz Westerhoff D. La photographie au révélateur littéraire: de Denis Roche à Anne-Marie Garat // Études de lettres. 2013. № 3-4. P. 183-204.
  • Lascault G. Collaborations possibles entre les écrivains et les artistes // Horizons Maghrébins - Le droit à la mémoire. 1997. №°33-34. P. 63-66.
  • Macé M.-F. L'architecture ruinée: "Topologie d'une cité fantôme", Alain RobbeGrillet // La ruine et le geste architectural. Nanterre, 2015. P. 135-144.
  • Mourier-Casile P., Moncond'huy D. L'image génératrice de textes de fiction. Poitiers, 1996.
  • Rauschenberg R., Robbe-Grillet A. Traces suspectes en surface. New York, 1978.
  • Robbe-Grillet A. Ce que j'écris pour des artistes correspond toujours à des fictions // Libération. 2005. 13 août. URL: http://www.liberation.fr/week-end/2005/08/13/ ce-que-j-ecris-pour-des-artistes-correspond-toujours-a-des-fictions_529224 (дата обращения 01.03.2020).
  • Robbe-Grillet A. Topologie d'une cité fantôme. Paris, 1976.
  • Ryan M.-L. Narration in Various Media // The Living Handbook of Narratology. 2012. URL: https://www.lhn.uni-hamburg.de/article/narration-various-media (дата обращения 01.03.2020).
  • Thon J.-N. Transmedial Narratology and Contemporary Culture. Lincoln, 2016.
  • Wolf W. (Inter)mediality and the Study of Literature // Comparative Literature and Culture. 2011. Vol. 13. № 3. URL: https://doi.org/10.7771/1481-4374.1789 (дата обращения 01.03.2020).
Еще
Статья научная