Статус "квалиа" в натуралистических теориях сознания

Автор: Ускова Екатерина Викторовна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (42), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу натуралистических теорий сознания в рамках аналитической философии. Выбор данных теорий обусловлен монистической трактовкой сознания в этих теориях. Данная позиция представляется, с одной стороны, логически обоснованной, а с другой стороны, имеющей достаточную объяснительную силу. Однако и у этой позиции имеются слабые стороны, часть из которых рассмотрена в статье. Одна из очевидных сложностей для любой теории сознания, а особенно натуралистической, - это трактовка квалиа, или квалитативной окраски наших ментальных состояний. Почему эта окраска вообще существует и каков ее практический смысл - вот те вопросы, которые стоят перед учеными. Мы находим возможные ответы на них в теориях Дж. Сёрля, Н. Хамфри и Ф. Петерса. Каждый из них соглашается с тем, что сознание порождено мозгом, но расходятся они в трактовке онтологического статуса сознания. При этом их понимание эпистемического статуса сознания сходно: оно заключается в том, что соотнесение между собой взглядов на сознание с позиции третьего и первого лица всегда проблематично. Вместе с тем как само сознание, так и его квалитативная окраска могут и должны объясняться в рамках эволюционного подхода. Совершенно очевидно, что ни одна из натуралистических теорий сознания еще не дала ответов на все вопросы (если это вообще возможно), однако поиск этих ответов, на наш взгляд, должен осуществляться именно в пределах этих концепций.

Еще

Аналитическая философия, теория сознания, сознание и бессознательное, квалиа, феноменальное сознание, ментальные состояния сознания, физикализм, натурализм

Короткий адрес: https://sciup.org/147229576

IDR: 147229576   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2020-2-192-202

Список литературы Статус "квалиа" в натуралистических теориях сознания

  • Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 272 с.
  • Вергаувен Р., Ищенко Е.Н. Проблема квалиа: онтологические и эпистемологические следствия
  • // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2018. № 4(30). С.38-49.
  • Волков Д. В. Решение проблемы ментальной каузальности в биологическом натурализме Дж. Сёрля // Философская мысль. 2017. № 2. С. 112. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=21743 (дата обращения: 02.04.2020). DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8728.2017.2.21743
  • ГаспарянД.Э. Бои за эпистемическое первенство: трансцендентальные границы современного натурализма // Вопросы философии. 2014. № 12. С. 58-68.
  • Иванов Е.М. Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них // Философская мысль. 2019. № 6. С. 13-38. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30 360 (дата обращения: 02.04.2020). DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2019.6.30360
  • Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения // Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 143-183.
  • Сеченов И.М. Избранные философско-психологические труды. М.: Госполитиздат, 1947. 647 с.
  • Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории / пер. с англ. В.В. Васильева. М.: Либроком, 2013. 509 с.
  • Dennett D. Consciousness Explained. Boston, MA: Little, Brown and Company, 1991. 511 p.
  • Humphrey N. The invention of consciousness // Topoi. 2017. Vol. 39, iss. 1. P. 13-21. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2Fs11 245-017-9498-0.pdf (accessed: 02.04.2020). DOI: https://doi.org/10.1007/s 11245-017-9498-0
  • Nagel T. What Is It Like to Be a Bat? // The Philosophical Review. 1974. Vol. 83, iss. 4. P. 435-450. DOI: https://doi.org/10.2307/2183914
  • Peters F. Consciousness should not be confused with qualia // Logos & Episteme. 2014. Vol. 5, iss. 1. P. 63-91. DOI: https://doi.org/10.5840/logos-episteme20145123
  • Searle, J.R. Biological Naturalism // The Blackwell Companion to Consciousness / ed. by M. Velmans, S. Schneider. N.Y.: Wiley-Blackwell, 2004. P. 325-334.
  • Searle J.R. Mind, Language, and Society: Philosophy in the Real World. N.Y.: Basic Books, 1999. 192 p.
  • Searle J.R. Why I am not a property dualist // Philosophy in a new century (Selected essays). Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 152-160. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511812859.010
Еще
Статья научная