Становление учащегося-музыканта как исполнителя-интерпретатора

Автор: Арановская И.В., Заболотная Л.И.

Журнал: Образование. Наука. Инновации: Южное измерение @oni-sfedu

Рубрика: Общая и специальная педагогика

Статья в выпуске: 2 (40), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются теоретические проблемы становления интерпретационных качеств учащегося-музыканта в контексте общих проблем музыкальной интерпретации. Обосновывается целесообразность герменевтического подхода, позволяющего музыканту-исполнителю максимально расширить диапазон личностного понимания музыкального текста. При таком подходе поиск смысла становится тем первоначальным конструктом, из которого вырастает вся последующая деятельность учащегося-музыканта, а учебный процесс поднимается до научно-художественного уровня. Выявляются структура и содержание музыкально-исполнительской деятельности как деятельности художественной, в единстве всех ее компонентов (познавательного, ценностноориентационного, коммуникативного, преобразовательного) и с учетом реализации в данных компонентах интерпретационного вектора. Рассматривается процессуальность интерпретации как процесса поэтапного освоения учащимися-музыкантами интерпретационной деятельности, осуществляется психологопедагогическая проекция поэтапности становления интерпретации как творчества. Выделены пять педагогически целесообразных этапов, в соответствии с которыми может происходить становление учащегося-музыканта как исполнителя-интерпретатора.

Еще

Исполнитель-интерпретатор, вектор интерпретации, музыкальноисполнительский процесс, музыкально-исполнительская деятельность, этапы становления интерпретации

Короткий адрес: https://readera.ru/140218587

IDR: 140218587

Список литературы Становление учащегося-музыканта как исполнителя-интерпретатора

  • Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: (философский анализ). Новосибирск, 1982. С. 83.
  • Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. С. 103-104.
  • Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М., 2008. С. 210.
  • Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект: дис.. д-ра пед. наук. М., 2011. С. 109.
  • Румянцева З.В. Интерпретация музыкальнопедагогических явлений как творческий метод познания искусства и действительности//Художественное образование личности в контексте освоения музыкального и изобразительного искусства: научный и творческий потенциал: материалы международной науч.-практ. конф.: в 2 т. Кострома, 2008. С. 31.
  • Валеева Ф.X. Музыкальная интерпретация: современные проблемы науки и педагогики//Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций: материалы Международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2008. С. 24.
  • Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача: мышление, технология, творчество: учеб. пособие. СПб., 2000. С. 28.
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986. С. 88.
  • Арановская И.В. Музыкальное исполнительство как междисциплинарный феномен//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 8 (83). С. 57-60.
  • Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования: дис.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2002.
  • Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974. С. 128.
  • Каган М.С. Указ. соч. С. 128-129.
  • Каган М.С. Указ. соч. С. 52.
  • Гуренко Е.Г. Указ. соч. С. 89.
  • Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-пе-дагогические основы развития креативности: учеб. пособие. СПб., 2006.
Еще
Статья научная