Становление художественного сознания раннего горького (по маргиналиям из личной библиотеки писателя в Нижнем Новгороде)

Автор: Уртминцева Марина Генриховна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (42), 2017 года.

Бесплатный доступ

Нижегородский период в творчестве М. Горького - важный этап становления его как художника, публициста, литературного критика, исследование которого, несмотря на существование значительного количества современных работ, посвященных творчеству писателя 1890-х - начала 1900 гг., нуждается в дальнейшем изучении. Один из важнейших аспектов современного горьковедения - вопрос о художественном новаторстве писателя - стал предметом дискуссий еще конце ХIХ в. По мнению многих (Мережковский, Философов, Боцяновский и др.), художественное начало в его творчестве значительно уступало социальной проблематике, выдвинувшей писателя в первые ряды литературы. Изучение помет Горького, сделанных на книгах современных ему западно-европейских философов, которые вошли в востав его личной библиотеки в Нижнем Новгороде, помогает восстановить объективную картину становления мировоззрения художника, открывает возможность прояснить особенности творческой лаборатории писателя. Художественное новаторство Горького обусловлено прежде всего оригинальностью философского осмысления жизненного опыта, непосредственных впечатлений, воплотившихся в образной системе произведений рассматриваемого периода.

Еще

Горький, западно-европейская философия, маргиналии, мировоззрение художника, творческая лаборатория

Короткий адрес: https://sciup.org/14914624

IDR: 14914624   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2017-00008

Список литературы Становление художественного сознания раннего горького (по маргиналиям из личной библиотеки писателя в Нижнем Новгороде)

  • Роле С. О рецепции раннего Горького//Максим Горький и литературные искания ХХ столетия. Горьковские чтения, 2002. Нижний Новгород, 2004. С. 619-624.
  • Спиридонова Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность. Нижний Новгород, 2016. С. 260.
  • Балика Д.А. Горький над страницами философских книг (По неизданным материалам)//Новый мир. 1938. № 8. С. 253-261.
  • Балика Д.А. Личная библиотека А.М. Горького нижегородских лет//Труды горьковской областной библиотеки им. Ленина. Вып. 1. Горький, 1948. С. 4.
  • Киреева И.В. А.М. Горький-читатель Синклера Льюиса (К проблеме «Горький и философия науки»)//Максим Горький сегодня. Проблемы этики, философии, культуры. Горьковские чтения-1995. Нижний Новгород, 1995. С. 210-215.
  • Кирхнер Фр. История философии с древнейшего до наст. времени/пер с нем. Вольфсона. СПб., 1895.
  • Каро Е. Пессимизм в ХIХ веке. Леопарди-Шопенгауэр-Гартман. Изд. 2-е. М., 1893.
  • Штейн Вл. Граф Джакомо Леопарди (1798-1837) и его теория infelicita (Литературный очерк). СПб., 1891.
  • Касаткина И.М. О пометах А.М. Горького на книгах его личной библиотеки в Горках//Горьковские чтения. М. 1959. С. 716-729.
  • Басинский П.В. Страсти по Максиму: Горький: девять дней после смерти. М., 2011. С. 183.
  • Бурдье П. Поле литературы/пер с франц. М. Гронаса//Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 22-87.
Еще
Статья научная