Сохранность эпической песни "Джангара" во времени: текст "певца-учителя" и "певца-ученика"

Автор: Манджиева Байрта Барбаевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Фольклористика

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

В настоящей статье методом сопоставления односюжетной песни «Джангара», записанной от «певца-учителя» - выдающегося рапсода Ээлян Овла - и «певца-ученика» - известного джангарчи Телтя Лиджиева - проанализирована текстовая сохраняемость во времени. Представление текста «учителя» и текста «ученика» в виде мелких эпизодов наглядно демонстрирует общность и различие в композиционном строении эпической песни. Сравнительный анализ показал, что в тексте «ученика» сохранились 34 из 37 композиционных элементов «учителя». Тексту джангарчи Телтя Лиджиева свойственно сохранение опорного образа или стихотворной конструкции, лексическое же оформление варьируется. Наблюдения над двумя текстами показали, что сказитель-ученик следует за своим «учителем», стараясь придерживаться стройной композиции песни, традиционного стилевого фонда. Вместе с тем, при всей традиционности фольклорного текста, у Телти Лиджиева обнаруживаются перестановки тем, отсутствие трех типических мест (прибытие на пограничье; разговор богатырей-антагонистов; единоборство Хонгора с Шовто Хара богатырем), а также лексическое изменение словесной ткани эпической поэмы. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что основные сюжетно-композиционные элементы эпического повествования прочно сохранились в памяти джангарчи. Используя усвоенные от предшественников типические описания, мотивы, поэтические формулы, сказитель сохранял и поддерживал эпическую традицию «школы» Ээлян Овла. Вместе с тем наследование композиционной структуры и поэтической фактуры не препятствовало проявлению индивидуальной самобытности джангарчи, удерживая исполнителя в пределах традиции эпической «школы».

Еще

Эпос "джангар", традиция, джангарчи, текст, учитель, ученик, сюжетно-композиционные элементы, сохранность, вариативность

Короткий адрес: https://readera.org/149127238

IDR: 149127238   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00092

Список литературы Сохранность эпической песни "Джангара" во времени: текст "певца-учителя" и "певца-ученика"

  • Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966.
  • Биткеев Н.Ц. Поэтический стиль джангарчи ("школа" Ээлян Овла) // Эпическая поэзия монгольских народов (исследования по эпосу). Элиста, 1982. С. 95- 105.
  • Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики. Москва, 1989.
  • Гацак В.М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. М., 1971. С. 7-46.
  • Джангар. Калмыцкий героический эпос. М., 1978.
  • Кичиков А.Ш. Героический эпос "Джангар". Сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1992.
  • Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. Москва, 2019.
  • Селеева Ц.Б. Героическое сватовство в синьцзян-ойратской версии "Джангара": сюжетный состав и композиционная структура // Новый филологический вестник. 2019. № 2 (49). С. 65-78.
  • Черняева К.Г. Опыт изучения эпической памяти (на материале былин) // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика. Стилистика. М., 1980. С. 101-134.
Статья научная