Русский полнофигурный деисусный чин: списки и стеммы. Святитель Василий Великий и левый мученик

Автор: Хлебников Денис Владимирович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Научная полемика

Статья в выпуске: 4 (87), 2019 года.

Бесплатный доступ

В центре проблематики статьи стоит вопрос о роли образцов в русской иконописи. На большом, разнообразном и распространенном материале ростовых деисусных икон рассматривается проблема копирования и возможности генеалогического исследования иконных изображений. Действие разворачивается на поле существующих в искусствознании представлений о тотальном копировании и едином происхождении большинства русских ростовых деисусных изображений, и особенно - возможности выстроить их «генеалогическое древо». Затронут вопрос о роли деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля как иконографического образца для других русских деисусов через иконостасы Владимирского Успенского собора и Троицкого собора Сергиевой лавры в виде промежуточных звеньев. Новация предлагаемого подхода состоит в сопоставлении прорисей контуров рисунка рассматриваемых иконных изображений, что позволяет наглядно представить рисунок во всех деталях и оценить степень иконографической близости и возможной «генетической» связи этих икон: использования одной как образца для другой. Исследование проводится на материале икон святителя Василия Великого и святых мучеников.

Еще

Деисусный чин, иконография, текстология, стемма, иконная прорись

Короткий адрес: https://sciup.org/140246740

IDR: 140246740   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10067

Список литературы Русский полнофигурный деисусный чин: списки и стеммы. Святитель Василий Великий и левый мученик

  • Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. М.: Искусство, 1963. Т. I: 394 с., 116 л. ил.; Т. II: 570 с., 88 л.
  • Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV- XVII вв. М.: Наука, 1996. 549 с.
  • Бобров Ю. Г., Ткачёва Н. М. Псковская школа живописи в XVI веке // Древний Псков. История, искусство, археология. Новые исследования. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 236-268.
  • Васильева О. А. Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2006. 512 c.
  • Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006. 447 с.
  • Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М. (сост.). Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1999. 126 с.
  • Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. 338 с.
  • Георгиевский В. Т. Обзор выставки древнерусской иконописи и художественной старины // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 - январь 1912. Т. III. Пг., [1914]. С. 163-168.
  • Гиппенрейтер В. Е. Гармония вечного. Древнее искусство Карелии. Альбом. Текст В. Г. Платонова. Петрозаводск: Карпован сизарексет, 1994. 239 с.
  • Горбачёва Н. И., Харламова И. Г. Произведения древнерусской мелкой пластики XI-XVII веков в собрании Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Каталог. Ярославль: ЗАО «2К», 2011. 293, (2) с.
  • История русского искусства / ред. И. Э. Грабарь. Т. VI. М.: И. Кнебель, [1914]. 536 с.
  • Игнашина Е. В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собрании Новгородского музея. Каталог. Великий Новгород: Моби Дик, 2003. 128 с.
  • Иконостас церкви апостолов Петра и Павла «в Кожевниках» / Авт. текста Е. В. Игнашина, Ю. Б. Комарова / Знаменитые иконостасы России. Б. м.: ИП СИВ, 2011. 11, [1] с., [29] л. цв.
  • Иконы Вологды XIV-XVI вв. М.: Северный паломник, 2007. 824 с.
  • Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2005. 336 с.
  • Иконы XIII-XVI вв. в собрании музея имени Андрея Рублёва. М.: Северный паломник, 2007. 620 с.
  • Иконы Великого Новгорода XI - начала XVI веков. М.: Северный паломник, 2008. 576 с.
  • Иконы Ярославля 13-16 вв. М.: Северный паломник, 2002. 224 с.
  • Калина А. А., Немтинова В. В. (авт.-сост.). Древние иконостасы Свияжска. Казань: Заман, 2015. 168 с.
  • Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Каталог собрания. Серия: Иконы. Вып. I: Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв. М.: Индрик, 2000. 288 с., [63] л. ил.; Вып. II: Иконы Москвы XIV-XVI вв. М.: Индрик, 2007. 432 с., [40] л. цв.
  • Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М.: Искусство, 1990. 384, [2] с.
  • Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб.: Искусство-СПБ, 1992. 488 с. Теология 71
  • Кочетков И. А. Русский полнофигурный деисусный чин // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. C. 442-464.
  • Кочетков И. А. Роль образцов в иконописном творчестве Дионисия // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV - начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М.: Северный паломник, 2005. C. 387-406.
  • Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М.: Гранд-Холдинг, 2009. 245, [2] с.: цв.
  • Новгородская икона XII-XVII веков / Сост. В. К. Лаурина, В. А. Пушкарёв. Л.: Аврора, 1983. 344 с.
  • Логвин Г., Мiляєва Л., Свєнцiцька В. Український середньовiчний живопис. Київ: Мистецтво, 1976. 28 с., CIX л.
  • Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М.: Наука, 1989. С. 123-142.
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971. 42 с., 57 л.
  • Овчинников А. Н. Иконы деисусного и праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кальки-реконструкции. М.: ВХНРЦ, 2015. 80 с.
  • Плешанова И. И. Складни-иконостасы в собрании Русского музея // Памятники культуры. Новые открытия. 2001. М.: Наука, 2002. С. 403-409.
  • Плешанова И. И., Лихачёва Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л.: Искусство, 1985. 224 с.
  • Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М.: Наука, 1973. 146 с., 17 л.
  • Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М.: Наука, 1979. 640 с.
  • Попова Т. Л. Иконы из собрания Переславского музея-заповедника. Рыбинск: Медиарост, 2015. 228 с.
  • Пуцко В. Г. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (об интерпретации ранних образцов) // Альфа и Омега. Общество для распространения Священного Писания в России. 2010. № 3 (59). С. 313-331.
  • Пуцко В. Г. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (об интерпретации ранних образцов) // XV Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995). Ярославль: [б. и.], 2011. С. 25-37.
  • Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л.: Аврора, 1990. 323 с.
  • Рыбаков А. А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М.: Галарт, 1995. 35, [48] с.
  • Свєнцiцький-Святицький I. Iкони Галицької України XV-XVI вiкiв. Львiв: Друк. ОО. Василiян у Жовквi, 1929. 20 с., 142 отд. л.
  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М.: Наука, 1982. 576 с.
  • Соколова И. М. Русская деревянная скульптура XV-XVIII веков. Каталог. М.: Гос. ист.-культ. музей-запов. «Моск. Кремль», 2003. 319 с.
  • Сорокатый В. М. Иконостас новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 286-309.
  • София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII- XIX вв. из собраний музеев России. М.: Радуница, 2000. 381 с.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. I: Древнерусское искусство Х- начала ХV в. М.: Красная площадь, 1995. 272 с.
  • Хауштейн-Барч Е., Бенчев И. Музей икон в Реклингхаузене, Германия. М.: Интербук-бизнес, 2008. 312 с.
  • Хлебников Д. В. К вопросу иконографии русского ростового деисусного чина XV-XVI вв.: об одной генеалогической классификации // Исторический журнал: Научные исследования. 2019. № 1. С. 64-99.
  • Древнерусская живопись из московских частных коллекций. М., 1998. 126 с.
  • Шалина И. А. Шедевры русской иконописи XIV-XVI вв. из частных собраний. М.: Частный музей русской иконы, 2009. 592 с.
  • Иконостас придела Рождества Богородицы Софийского собора / Авт. текста И. А. Шалина / Знаменитые иконостасы России. Б. м.: ИП СИВ, 2011. 13, [1] с., [30] л.
  • Laourina V. Les icones de Novgorod XII-XVII siècles. Leningrad: Aurora, 1980. 347 p.
  • Miliaуeva L. The Ukrainian Icon. St Petersburg: Aurora Art Publishers, 1996. 239 p.
  • Tkáč Š. Ikony zo 16.-19. storočia na severovýchodnom slovensku. Bratislava: Tatran, 1982. 275, [1] s. (In Slovak).
  • Wolter В. М. Zwischen Himmel und Erde. Moskauer Ikonen und Buchmalerei des 14.-16. Jahrhunderts. Ostfildern-Ruit: Verlag Gerd Hatje, 1997. 272 S.
Еще
Статья научная