Российская политика в отношении Афона в начале XX в

Автор: Шкаровский Михаил Витальевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: 1000-летие русского присутствия на Афоне

Статья в выпуске: 4 (69), 2016 года.

Бесплатный доступ

Начало XX в. было временем нереализованного проекта интернациона- лизации Афона, который активно отстаивали дипломатические службы Российской империи. В значительной степени этот проект являлся про- должением их традиционной политики, направленной на то, чтобы святые места Палестины, а также Афон принадлежали всему православному миру. После занятия в ходе Первой Балканской войны Афона греческими войска- ми осенью 1912 г. российское правительство проявило заметный интерес к Святой Горе, увидев в ней опорный пункт своего влияния в Среди- земноморье. Был разработан проект интернационализации Святой Горы. Для его осуществления предпринимались определенные усилия. Основная борьба российской дипломатии по афонскому вопросу велась с ноября 1912 по июль 1914 гг. Однако в реализации проекта российское правительство столкнулось не только с сопротивлением греческих властей и части мона- хов, но и с противодействием ряда великих европейских держав (прежде всего Австро-Венгрии). В результате, упустив благоприятную ситуацию, российская дипломатия потерпела поражение. В целом российские власти так и не признали фактического присоединения Святой Горы к Греции и вплоть до осени 1917 г. предпринимали меры по урегулированию юриди- ческого статуса Афона, сохраняя определенные надежды на успех. Однако последовавшие затем Октябрьская революция и установление в России советской власти привели к окончательному отказу от проекта интерна- ционализации Святой Горы

Еще

Афон, святая гора, российская внешняя политика, интернационализация, русское монашество, греция, балканские войны, афон- ский вопрос, дипломатия, европейские державы

Короткий адрес: https://sciup.org/140190204

IDR: 140190204

Список литературы Российская политика в отношении Афона в начале XX в

  • Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 550. Оп. 1. Д. 266,490.
  • Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. Политархив. Оп. 482. Д. 3873, 3874, 3875, 3876, 3877, 5201; Ф. 142. Греческий стол. Оп. 497. Д. 694;Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 3686, 3689, 3697.
  • Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА). Оп. 10. Д. 143. Док. 4435; Д. 145. Док. 125, 5421; Д. 146. Док. 4662; Д. 148. Док. 4620; Д. 150.Док. 143; Д. 151. Док. 4643; Д. 153. Док. 4652; Д. 154. Док. 144; Д. 158. Док. 148; Д. 166.Док. 4426; Д. 180. Док. 163, 5377.
  • В «пороховом погребе Европы». М., 2003.
  • Дневники императора Николая II/под ред. К. Ф. Шацилло. М., 1991.
  • Герд Л. А. Русский Афон 1878-1914 гг. Очерки церковно-политической истории. М., 2010.
  • История дипломатии. М.; Л., 1946. Т. 2.
  • Паршинцев А. В. Афонский вопрос во внешней политике России с 1912 по 1917 гг. Квалификационная работа Дипломатической Академии МИД. М.,2008.
  • Петрунина О. Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников//Вестник архивиста. 2002. № 1 (67). С. 59-80.
  • Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 10; 1916. № 17.
  • Русское слово. 1913. 6 января. № 5; 3 марта. № 53.
  • Талалай М. Г. Афон начала XX в.: «панэллинизм» и «панславизм»//Монастырская культура. Восток и Запад. СПб., 1999. С. 254-261.
  • Талалай М. Г. Положение русского монашества на Афоне после 1912 г.//Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004. С. 579-585.
  • Талалай М. Г. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М.,2009.
  • Троицкий П. История русских обителей Афона в XIX-XX вв. М., 2009.
  • Троицкий С. В. Афон и международное право//Богословские труды. Т. 33. М., 1997. С. 131-147.
  • Σφυρόερας Β.Β. Ιστορία Νεότερη και Σύγχρονη. Γ` Γυμνασίου. Αθήνα, 1994.
Еще
Статья научная