Ритуальные самоубийства старообрядцев в России как проявление народной религиозности

Автор: Лысак Ирина Витальевна

Журнал: Суицидология @suicidology

Статья в выпуске: 3 (36) т.10, 2019 года.

Бесплатный доступ

Одной из проблем, с которой сталкивается любой исследователь, занимающийся изучением массовых самосожжений старообрядцев, является сложность объяснения того, как в их умах совмещались представление о том, что они исповедуют истинное, не искажённое реформами Никона православие, и готовность лишить себя жизни во имя веры, совершив тем самым смертный грех. Целью исследования является анализ старообрядческого суицида в рамках концепции народной религиозности, позволяющей объяснить приоритет обрядовой практики над догматической составляющей. Материал и методы: Ритуальные самоубийства старообрядцев рассматриваются с позиции социокультурного подхода, на основе принципов историзма и детерминизма, применяются конкретно-исторический и историко-генетический методы исследования. Работа основана на материалах опубликованных судебно-следственных дел о старообрядческих самосожжениях, а также сочинениях самих старообрядцев. Результаты: Автор приходит к выводу, что противоречие между распространённой суицидальной практикой среди старообрядцев и отношением к суициду в христианстве снимается, если рассмотреть, что представляло собой народное православие XVII-XIX вв...

Еще

Ритуальный суицид, самосожжение, старообрядцы, церковный раскол, народная религиозность, обрядоверие

Короткий адрес: https://sciup.org/140244758

IDR: 140244758   |   DOI: 10.32878/suiciderus.19-10-03(36)-102-111

Список литературы Ритуальные самоубийства старообрядцев в России как проявление народной религиозности

  • Добротворский И.М. О самосжигательстве раскольников. Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. Казань: Типография губернского правления, 1861; 1: 424-443
  • Есипов Г. Самосожигатели Отечественные записки. 1863; 2 (CXLVI): 605-627
  • Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Вып. 1. Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1895; 608
  • Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. М.: Наука, 1964; 171
  • Карцев В.Г. Религиозный раскол как форма социального протеста в истории России. Калинин: Изд-во КГУ, 1971; 160
  • Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев в XVIII в. Новосибирск: Наука, 1974; 394
  • Юхименко Е.М. Каргопольские "гари" 1683-1684 гг. Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М.: Археографический центр, 1994. С. 74-83
  • Нильский И. Несколько слов о самосожигательстве раскольников. Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской духовной академии. 1864. Т. 1. С. 378-382
  • Павлов А.А. Самосожигатели и самоутопленники в Сибири. 1782-1783 гг. Русская старина. 1879; 10: 336-340
  • Смирнов П.С. Происхождение самоистребления в русском расколе. Христианское чтение. 1895. Ч. 1. С. 618-634. Ч. 2. С. 170-195
  • Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование о начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб.: Печатня С.П. Яковлева, 1898; 504
  • Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб.: Типография М. Меркушева, 1909. С. 352-363
  • Федоров Г. Заживо погребенные. Исторический очерк из жизни раскольников. Херсон, 1906; 38
  • Шульгин В.С. "Капитоновщина" и ее место в расколе XVII в. История СССР. 1969; 4: 130-139
  • Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII в. М.: Церковь, 1995; 527
  • Маняхина М.Р. Отражение реформы Никона в деятельности Тобольской епархии и духовной жизни Сибири в XVII -первой половине XVIII вв. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2003; 3(5): 253-263
  • Пулькин М.В. Огненная прелюдия Империи (старообрядческая дискуссия о самосожжении в конце XVII в.). Человек между Царством и Империей. М.: Наука, 2003. pp. 318-327
  • Пулькин М.В. Самосожжения старообрядцев в XVIII веке. По материалам Европейского Севера России. Одиссей. Человек в истории. 2003; 15: 105-120
  • Романова Е.В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII-XIX веках. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012; 288
  • Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1912; 442
  • Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода: Памятники старообрядческой письменности. Сост. Н.Ю. Бубнов. СПб.: РХГИ, 1998; 384
  • Покровский Н.Н. Обзор сведений судебно-следственных источников о политических взглядах сибирских крестьян конца XVII - середины XIX в. Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода: Сб. Отв. ред. Е.К. Ромодановская. Новосибирск: Наука, 1982. С. 48-79
  • Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.): Сб. науч. тр. Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Археогр. Центр, 1994; 237
  • Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 4. Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянских культур, 2010; 752
  • Сикорский И.А. Эпидемическия вольныя смерти и смертоубийства в Терновских хуторах (близ Тирасполя): Психологическое изследование. Киев, 1987; 99
  • Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830: В 48 т. Т. XV: С 1758 по 28 июня 1762: От № 10778 до 11581. 1830. № 11434
  • Собрание постановлений по части раскола. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1875; 776
  • Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998; 296
  • Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994; 384
  • Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004; 398
  • Бартминьский Е. Христианство и народная культура: Богоматерь в польской народной традиции. Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты. Ильича Толстого (1923-1996). Отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2004. С. 107-130
  • Волкова А.Н. Мифологические элементы и проявления синкретизма в народной религии. Вестник Ленинградского государственного университета им А.С. Пушкина. 2009; 1 (3): 121-129
  • Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914; 425
  • Пьяных Е.П. Религия и церковь в истории России. Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2012; 2: 95-107
  • Власов В.Г. Христианизация русских крестьян. Советская этнография. 1988; 3: 3-15
  • Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990; 396
  • Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Смоленск: Русич, 2003. 480 с
  • Button R.W. The Theology of Ritual and the Russian Old Rite: "The Art of Christian Living". MA thesis. Exeter: University of Exeter, 2015; 143.
  • Рябушинский В.П. Старообрядчество и русской религиозное чувство. М.: Иерусалим: Мосты, 1994; 240.
  • Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. От прошлого к будущему: В 3 т. Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997; 804
  • Срезневский И.И. Святилища и образы языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков: Б/и, 1846; 110
  • Плюханова М.Б. О некоторых чертах народной эсхатологии в России XVII - начала XVIII веков. Проблемы типологии русской литературы. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Ученые записки Тартуского университета. 1985; 645: 54-70
  • Бахтина В.А. Комментарии к основному корпусу текстов. Неизданные материалы экспедиции Б.М. и Ю.М. Соколовых: 1926-1928: По следам Рыбникова и Гильфердинга. Отв. ред. В.М. Гацак. М.: Наука, 2007. С. 399-544
  • Рукопись Жолкевского. Записки Станислава Немоевского (1606-1608). Рукопись Жолкевского. Сост. А.И. Цепков. Рязань: Александрия, 2007. С. 335-446
  • Сборник старообрядческий. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Q. XVII. Л. 242-242 об
  • Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л.: Наука, 1975; 263
  • Дмитриев Л.А. Жанр севернорусских житий. Труды Отдела древнерусской литературы. Отв. ред. А.М. Панченко. Т. 27: История жанров в русской литературе X-XVII вв. Л.: Наука, 1972. С. 181-202
  • Пулькин М.В. Старообрядческие постройки для самосожжений (XVII-XVIII вв.). Суицидология. 2014; 5(3): 65-72
  • Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе (со второй половины XVII в. до конца XVIII): Исторический очерк по архивным документам. М.: Б/и, 1891; 173
  • Загоскин Н. Самосожигатели. Очерк из истории русского раскола. Литературный сборник "Волжского вестника". 1883; 1(1): 165-204
  • Беликов Д.Н. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск: Паровая типография Н.И. Орловой, 1905; 69
  • Пругавин А.С. Самоистребление: Проявления аскетизма и фанатизма в расколе. Русская мысль: Журнал научный, литературный и политический. 1885; 1: 77-111
  • Майнов В.Н. Живые покойники. Исторический вестник. 1881; 6: 747-772
  • Дронова Т.И. Русские староверы-беспоповцы Усть-Цильмы: Конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (конец XIX - XX вв.). Сыктывкар, 2002; 276
  • Пулькин М.В. Почитание мест самосожжения старообрядцев на Европейском Севере России (XIX - начало ХХ вв.) Мировоззрение и культура севернорусского населения: Сб. ст. Отв. ред. И.В. Власова. М.: Наука, 2006. С. 215-223
  • Самосожжения староверов. Олонецкие губернские ведомости. 1878; 57: 698-700
  • Дронова Т.И. Легенды и предания о местночтимых святых и поклонных местах Пижемского края: По материалам исследований нижепечерских староверов-беспоповцев Рябининские чтения. Материалы науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера. Отв. ред. Т.Г. Иванова. Петрозаводск: Музей-заповедник "Кижи", 2007. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/334.html
Еще
Статья научная