"Ритуальные" грибы в традиционной культуре обских угров

Автор: Волдина Т.В.

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 4 т.13, 2021 года.

Бесплатный доступ

Введение. В традиционной культуре обских угров определенные виды грибов получили особый мифоритуальный «статус», раскрывающий их место в традиционной картине мира и поясняющий силу их воздействия на человека. Цель исследования - представить роль грибов в народной медицине и ритуальных практиках хантов и манси. Эти взаимосвязанные области на данный момент изучены недостаточно, чем и обусловлена актуальность работы. Материалы и методы. В статье использованы опубликованные данные и полевые материалы автора, а также фольклорные источники. Исследование выполнено на основе междисциплинарного и системного подходов с применением структурно-функционального метода. Результаты исследования и их обсуждение. В лечении и очистительных обрядах хантов и манси широко применялись березовые трутовики, в частности чага. Их целебные свойства известны с древности, именно с березой ассоциировался образ Древа жизни. Другой представитель грибного царства - мухомор - использовался эпизодически, прежде всего как галлюциногенное средство в ритуальных практиках. Свойства этого гриба позволяют исследователям сделать неоднозначный вывод о том, что именно в снадобьях из мухомора кроется разгадка сомы - напитка богов. Заключение. Изменение условий жизни привело к постепенному исчезновению традиций народной медицины и ритуальных практик обских угров, что существенно затрудняет их изучение в настоящий период.

Еще

Обские угры, народная медицина, ритуалы, чага, трутовики, мухомор, древо жизни, сома

Короткий адрес: https://sciup.org/147236097

IDR: 147236097   |   DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.417-427

Список литературы "Ритуальные" грибы в традиционной культуре обских угров

  • Акимова Т. Е. Современное использование традиционных методов лечения у народов Севера // Бахлыковские чтения - 2011: материалы регион. науч. конф. Сургут, 2012. С. 7-9.
  • Волдина Т. В. Образ древа жизни в традиционной культуре обских угров в контексте реинкарнации // Финно-угорский мир. 2015. № 4. С. 84-90.
  • Гордеева О. В. Психологические эффекты мухомора красного (Amanita muscaria) // Сибирские исторические исследования. 2017. № 2. С. 152-183.
  • Добкин де Риос М. Растительные галлюциногены // Измененные состояния сознания и культура/ авт.-сост. О. В. Гордеева. СПб., 2009. С. 93-119.
  • Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов: в 3 т. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. Т. 3. 264 с.
  • Косарев М. Ф. Образ дерева в мифори-туальной традиции сибирских народов // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии: памяти В. Н. Чернецова: сб. ст. М., 2006. С. 239-253.
  • Кулемзин В. М. Панк (pagk) // Кулем-зин В. М., Лукина Н. В., Молданов Т. А., Молданова Т. А. Мифология хантов. Томск, 2000. С. 196-197.
  • Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Васюгано-ваховские ханты в конце XIX - начале XX в.: этногр. очерки. Тюмень: Мандр и Ка, 2006. 208 с.
  • Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов: (Восточная группа). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985. 365 с.
  • Оборотова Е. А. От печки. Новосибирск: Наука-Центр, 2003. 224 с.
  • Пятникова Т. Р. Растительный мир в верованиях хантов усть-казымского Приобья // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: материалы науч.-практ. конф. IX Югорские чтения. Ханты-Мансийск, 2012. С. 172-181.
  • Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 341 с.
  • Сподина В. И. «Гриб безумия» в традиционной культуре коренных народов Севера // Материалы Третьей научно-практической конференции, посвященной памяти А. А. Дунина-Горкавича. Ханты-Мансийск, 2008. С. 82-83.
  • Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы: в 2 т. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 2. 496 с.
  • Уоссон Р. Г. Божественный гриб бессмертия // Измененные состояния сознания и культура / авт.-сост. О. В. Гордеева. СПб., 2009. С. 153-168.
  • Уоссон Р. Г. Что такое сома арийцев? // Измененные состояния сознания и культура / авт.-сост. О. В. Гордеева. СПб., 2009. С. 169-182.
  • Хаснулин В. И., Вильгельм В. Д., Скосы-рева Г. А., Поворознюк Е. П. Современный взгляд на народную медицину Севера. Новосибирск: СО РАМН, 1999. 281 с.
  • Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор: к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике // Сибирская Заимка. История Сибири в научных публикациях. URL: https://zaimka. ru/shapovalov-shaman-amanita/ (дата обращения: 26.08.2021).
  • Jääsalmi-Krüger P. Ostjakische K r a nk he i t s n a m e n und deren B e ne nnungs mo tivatio n : Eine onomasiologisch-semasiologische Untersuchung. Wiesbaden: Harrassowitz, 1990. 208 S. (Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica; Bd. 32).
  • Karjalainen K. F. Die Religion der Jugra-Völker. Porvoo; Helsinki: Werner söderström osakeyhtio, 1921-1927. Vol. 1-3.
  • Wasson R. G. The drivine mushroom of immortality // Flesh of Gods: The ritual use of hallucinogens. New York; Washington: Praeger Publishers, 1972. P. 185-200.
  • Wasson R. G. What Was the Soma of the Aryans? // Flesh of Gods: The ritual use of hallucinogens. New York; Washington: Praeger Publishers, 1972. P. 201-213.
Еще
Статья научная