Римские социальные "общности" в эпиграммах Марциала (аксиология социально дифференцированного целого)

Автор: Мисюров Николай Николаевич

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 (43), 2020 года.

Бесплатный доступ

Предметом исследования являются дифференцированные социальные общности, характерные для римского общества позднего времени (эпохи империи), формировавшие смысловые содержания конструктов культуры повседневности; в качестве одного из типичных «артефактов» рассматриваются книжные тексты (эпиграммы Марциала - одного из «школьных» классиков) в коммуникативном контексте, отразившие в своем художественном содержании «малые» события общественной и семейной жизни Рима. Тема и цель исследования - увидеть и понять трансформацию традиционных социальных сообществ (сословного, семейного, политического, профессионального, этнического типов), обусловленных исторической общественной практикой, римской идеологией, ментальными концептами и стереотипами социального поведения. Методология исследования определена взаимосвязями эпистемологических полей смежных дисциплин, в рамках которых в разных аспектах представлены изучаемые феномены. Работа выполнена на стыке философии, социологии (в том числе социологии культуры) и текстологии; особое значение приобретает аксиология исследуемой проблемы. Наглядность результатов исследования определена обращением к литературным источникам, позволяющим проследить статику и динамику повседневной культуры античности, отражающим глубокие изменения, произошедшие как в формационных структурах великого Рима, так и в социокультурном пространстве римской античности. Область применения результатов не ограничивается только лишь гуманитарным знанием: возможные последующие наблюдения предполагают расширение круга источников (вплоть до материальных, например, археологических, статистических) и специализацию в одном из обозначенных статьей направлений. В выводах акцентируется внимание на перспективности аксиологического (в соединении с философией культуры и социальной психологией) подхода к изучаемым социальным и культурным феноменам.

Еще

Общности, дифференциация, социальные идентичности, единичное и общее, культура повседневности, смысловые структуры, образы жизни

Короткий адрес: https://sciup.org/147229590

IDR: 147229590   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2020-3-365-374

Список литературы Римские социальные "общности" в эпиграммах Марциала (аксиология социально дифференцированного целого)

  • Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
  • Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
  • ВеберМ. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 1: Социология. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. 445 с.
  • Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 2: Общности. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 432 с.
  • Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии: пер. с нем. М.; СПб.: Университетская книга: Центр гуманит. инициатив, 2015. 416 с.
  • Зомбарт В. Социология: пер. с нем. М.: Еди-ториал УРСС, 2003. 138 с.
  • Котова А.В. Источники и рецепция Catull. 3 как средства определения интонации текста // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 1(170). С. 41-45. DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art.2018.7
  • Левек П. Эллинистический мир: пер. с фр. М.: Наука, 1989. 252 с.
  • Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. М.: Худ. лит., 1968. 488 с.
  • Мельцер Р.И., Недбайлик С.Р. Эпиграммы как малый литературный жанр: обзор античных традиций // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 1(41). С.145-150.
  • Моммзен Т. История Рима: пер. с нем. СПб.: Наука: Ювента, 1997. Т. 1. 732 с.
  • Плиний Младший. Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1982. 408 с.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 3 т. Т. 3. М.: Наука, 1964. 546 с.
  • Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов / отв. ред. В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 536 с.
  • Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве: сб. ст. / отв. ред. В.А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496 с.
  • Синергетическая парадигма. Социальная синергетика: сб. ст. / отв. ред. В.В. Василькова. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 688 с.
  • Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
  • Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. М.: АСТ, 2018. 320 с.
  • Шелер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
  • Шлегель Ф.В.К. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Философия истории. М.: Quadrivium, 2015. 816 с.
  • Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006. 457 с.
  • Штирнер М. Единственный и его собственность: пер. с нем. М.: Рипол-Классик, 2017. 464 с.
  • Bennett A. Culture and everyday life. Brisbane, AU: SAGE Publications, 2005. 216 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446219256
  • Fitzgerald W. Martial: the world of the epigram. Chicago, IL; L., UK: University of Chicago press, 2007. 258 p. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/ 9780226252568.001.0001
  • Griswold W. Cultures and societies in a changing world. Lincoln, NE: SAGE Publications, 2013. 228 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452240534
  • Holzberg N. Martial und das antike Epigramm. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2002. 168 S.
  • Inglis D. Culture and everyday life. Abingdon, UK: Routledge Publ., 2005. 176 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203005200
  • Martialis M.V. Epigrammata. Ducenti epigram-mata obscena selecta. Toronto, CA: Aeterna Publ., 2012.192 p.
  • Sullivan J.P. Martial: The Unexpected Classic. L., UK: Cambridge University Press, 2005. 420 p.
Еще
Статья научная