Религиозно-философское постижение музыкального творчества в ХХ веке

Автор: Макаров Илья Владимирович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 2 (85), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы философского осмысления музыкального творчества ведущих европейских и российских композиторов XX века и богословско-литургического подхода в исследованиях богослужебного пения в работах православных авторов. Огромный музыкальный материал даёт возможность систематизации творческого наследия по аксиологическому признаку. Приход многих авторов к утверждению важности религиозного осмысления творческого акта и музыкального воздействия интерпретируется в виде вывода-схемы о коммуникативной природе музыкального творчества и энергийности самой музыки. Определение взаимного творческого процесса «креатор - интерпретатор - реципиент» приводит к попытке обозначить некую «силу» в музыке и ее логосную устремленность. Ценностная характеристика концептуальных сочинений светских авторов XX века и символическая интерпретация богослужебного пения у религиозных мыслителей определяют схожие процессы в философии и теологии, финализирующие целую эпоху в музыкальном искусстве. Параллельное этому понимание церковного осмогласия как звучащего богословия приводит к осознанию высокого предназначения композитора, необходимости ценностного очищения в понимании природы мелоса, и возможно новому развитию музыкального творчества.

Еще

Философия музыки, аксиология, литургическое богословие, октоих, композиторы xx века, теология творчества, музыкальная энергийность

Короткий адрес: https://readera.org/140246684

IDR: 140246684   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10031

Список литературы Религиозно-философское постижение музыкального творчества в ХХ веке

  • Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971. 376 с.
  • Барбан Е. Контакты: собрание интервью. СПб., 2006. 472 с.
  • Болгарский Д., прот. Значение церковного пения в православном богослужении. URL: http://clement.kiev.ua/node/802 (дата обращения: 08.04.2019).
  • Власова Н. О. О понятии «музыкальная мысль» у Арнольда Шенберга // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред. М. Г. Арановский. М., 2007. С. 217-233.
  • Гаврилин В. А. Слушая сердцем… Статьи. Выступления. Интервью. СПб., 2005. 456 с.
  • Гегель Г. В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1971.
  • Иларион (Алфеев), еп. Протоиерей Василий Металлов и его взгляды на природу осмогласия знаменного распева // Журнал Московской Патриархии. № 10 М., 1986. URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/23865-Протоиерей Василий-Метеллов-и- его-взгляды-на-природу-осмогласия-знаменного-распева.pdf (дата обращения: 14.04.2019).
  • Загитова Л. Ч. Искусство как выразитель духовного мира человека / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2004. Философские науки 115
  • Загитова Л. Ч. Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа. Автореф. дис. канд. филос. н. Магнитогорск, 2006.
  • Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. М., 2007. 531 с.
  • Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. 656 с.
  • Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 524 с.
  • Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 944 с.
  • Лосский Николай, свящ. Очерк богословия литургической музыки: православный взгляд // Церковная жизнь. М., 2013. С. 64-112.
  • Лосский Н. В. Богословские основы церковного пения / Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., 1994. 240 с. URL: http://predanie.ru/martynov- vladimir-ivanovich/book/132292-istoriya-bogosluzhebnogo-peniya/#toc25 (дата обращения: 08.04.2019).
  • Музыканты о музыке. Век XX / Сост. Н. Хотунцов. СПб., 2005. 155 с.
  • Николаев Борис, прот. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. URL: http://lavka.klikovo.ru/books/43921/index. html (дата обращения: 08.04.2019).
  • Нильсен К. Живая музыка. СПб., 2005. 125 с.
  • Поросян В. Г. Искусство в нашей жизни. Краснодар, 2001.
  • Ровнер А. Становление музыкального авангарда в начале XX века. URL: http://www.sostoyanie.ru/2010-03-31-19-22-05/2010-03-31-19-22-43/47-q-xx-q.html (дата обращения: 14.04.2019).
  • Слонимский С. Мысли о композиторском мастерстве. СПб., 2006. 24 с.
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. 433 с.
  • Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб: Издательство «Алетейя», 1998. URL: http://anthropology.ru/ru/text/uvarov-ms/arhitektonika- ispovedalnogo-slova (дата обращения 25.03.2019).
  • Уваров М. С. Мелос и логос философии // Вестник Санкт-петербургского государственного университета. 2003. Сер. 6. Вып. 2 (14). С. 12-19.
  • Уваров М. С., Ясаков О. А. Услышать и понять. Тема смерти в европейской музыке // Метафизические исследования. № 15. СПб., 2001. С. 106-131.
  • Философия и музыка: диалог противоположностей? / Под общ. ред. М. С. Уварова. СПб.: Тирасполь, 1993. 298 с.
  • Швейцер А. Культура и этика / Пер. Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. М., 1973. 343 с. URL: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm (дата обращения: 08.04.2019).
  • Ярославцева И. П. Музыкальное выражение как аспект философии языка А. Ф. Лосева // Философия языка и имени в России. М., 1997. С. 29-33.
Еще
Статья научная