Статьи журнала - Религиоведение

Все статьи: 125

"И мир опять предстанет странным...": религиоведческий анализ киноэстетики Дэвида Линча

"И мир опять предстанет странным...": религиоведческий анализ киноэстетики Дэвида Линча

Носачев Павел Георгиевич

Статья научная

В статье проводится религиоведческий анализ истоков кинематографической эстетики американского режиссера Дэвида Линча, которая восходит к классикам киноавангарда Жану Кокто, Майе Дерен и Кеннету Энгеру. В статье дается обзор эстетических заимствований Линча из работ классиков киноавангарда, особенно подробно анализируется творчество Кеннета Энгера, поскольку Энгер является наиболее сильно укоренённым в западном эзотеризме режиссером. Преобразование идей Кроули в творчестве Энгера дало начало использованию эзотерических мотивов в современном кино. В статье демонстрируется как сильно повлияло творчество Энгера на формирование языка выражения иного мира у Линча. Также обосновывается идея о том, что через творчество Энгера Линч познакомился с Алистером Кроули, учение которого он и положил в основание своей мифологии. Общие для Линча и Кроули темы садизма, сексуальных извращений и наркотиков демонстрируют насколько сильно Линч опирался на учение Кроули, а центральная для магии Кроули идея духовного двойника легла в основу столь сильно развитой в фильмах Линча проблематики диссоциативных расстройств. Более того, в оформлении мифологии иного мира сериала «Твин Пикс» именно представление о духовном двойнике стало системообразующим элементом всего повествования. В статье делается вывод о том, что Линч намеренно обращается к самым сложным и недоступным широким массам эзотерическим учениям, используя их как строительный материал для создания своей оригинальной киноэстетики.

Бесплатно

"Перенять образ жизни Будды - вовсе не мелочь": учение Догэна и других японских буддийских наставников XIII в. о том, надо ли быть монахом и каким

"Перенять образ жизни Будды - вовсе не мелочь": учение Догэна и других японских буддийских наставников XIII в. о том, надо ли быть монахом и каким

Трубникова Надежда Николаевна, Бабкова Майя Владимировна

Статья научная

Вопрос о необходимости и смысле принятия монашества обсуждался в буддизме с первых веков его существования. Был он значим и для японских мыслителей XII-XIII вв. Основатель школы Сото-дзэн Догэн (1200-1253) в спорах о том, что означает для человека «покинуть свой кров» (постричься в монахи) занимал ту точку зрения, что сам по себе обряд пострижения делает человека буддой, но лишь в том случае, если тот в дальнейшем строго следует принятым монашеским заповедям. Статья предваряет перевод трактата Догэна «О тех, кто покинул свой кров» («Сюккэ»), выполненный М.В. Бабковой.

Бесплатно

"Тибетское евангелие" - историко-культурный памятник тибетского буддизма или, всё же, подделка конца XIX века?

"Тибетское евангелие" - историко-культурный памятник тибетского буддизма или, всё же, подделка конца XIX века?

Погасий Анатолий Кириллович

Статья научная

В конце XVIII века, когда учёные и теологи начали критически изучать Евангелия - основные источники сведений о жизни Иисуса Христа, начались поиски исторического Иисуса. Исследователи обсуждали, был ли он человеком или мифом, а, может, тем и другим одновременно? Существует ли рациональное объяснение совершённым им чудесам? Насколько Евангелия могут рассматриваться в качестве собственно исторических источников, особенно в контексте различий между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна? Ну и, наконец, если Иисус действительно был реальным историческим персонажем - что делать с пробелами в хронологии его земной жизни, т.е. где он был и чем занимался с 14 до 29 лет? Для верующего христианина это не имеет принципиального значения, но пытливый ум исследователя (да и некоторых теологов) не может пройти мимо данного вопроса. Статья возвращает нас к полемике, возникшей в научных и религиозных кругах в конце XIX - начале ХХ веков (и не закончившейся до настоящего времени) по поводу некоего манускрипта, представленного в изданной в 1894 году в Париже книге Н. Нотовича «Неизвестная жизнь Иисуса Христа». Что это - действительно исторический документ середины I века н.э., повествующий о жизни Иисуса Христа на Востоке, или интерпретированная автором версия тибетской легенды?

Бесплатно

"Я алгеброй гармонию проверил...": религиоведение, эзотеризм и дискурс в творчестве Коку фон Штукрада

"Я алгеброй гармонию проверил...": религиоведение, эзотеризм и дискурс в творчестве Коку фон Штукрада

Носачев Павел Георгиевич

Статья научная

В статье на примере творчества одного из ведущих современных религиоведов К. Штукрада анализируется проблематика включения поструктуралистской философии в методологию современного религиоведения. Труды Штукрада с самого начала были подчёркнуто междисциплинарны: он исследовал шаманизм, астрологию, западный эзотеризм, проблему связи науки и религии, применял концепции М. Фуко, Р. Рорти, П. Бурдье, Б. Латура, Э. Фишер-Лихте, Б. Гладигова, У.Дж.Т. Митчелла. Такая методологическая открытость делает его теорию лучшей иллюстрацией как плюсов, так и минусов междисциплинарности в религиоведении. По мнению некоторых исследователей, Штукрад - один из немногих, кому удалось эффективно применить методологию дискурс-анализа в религиоведческих исследованиях. Штукрад прошёл путь от эссенциализма школы А. Февра к постструктурализму в духе Фуко. Общее направление его последних трудов следует логике конструкционистской формы дискурс-анализа. Из теории Штукрада можно вывести следующие положения. Во-первых, популярное в современном религиоведении деление на этический и эмический уровни описания не работает, границы между учёным и тем, что он изучает, между религиоведением и религией, постоянно изменяются. Во-вторых, любое исследование есть в то же время процесс созидания того, что исследуется, следовательно, религиовед создаёт современный ему дискурс «религии», а религиоведение самого религиоведа определяется его личными убеждениями. В-третьих, заменив религию на дискурс «религии», Штукрад нивелирует сам предмет религиоведческого исследования.

Бесплатно

...Ныне царство моё не отсюда

...Ныне царство моё не отсюда

Элбакян Екатерина Сергеевна

Статья научная

Статья посвящена проблеме рассмотрения теологии в философском, научном и мировоззренческом контекстах. Отдельный раздел статьи посвящён вопросам соотношения теологии и религиоведения. Статья выражает секулярную позицию автора в условиях острых дискуссий, которые ведутся сейчас в российском научном сообществе по поводу статусов теологии и науки, сущности разных типов знания. Автор отстаивает позицию, согласно которой теология не может иметь статус науки. При этом автор согласен, что наука, теология и искусство являются равноценными способами познания действительности, каждый из которых важен для общества и личности. В то же время ни один из этих способов познания не может заменять собой другого. В результате автор приходит к выводу, что идея наделения теологии статусом науки не только некорректна - такая идея профанирует теологию.

Бесплатно

Burkhanism, toleration and the Russian orthodox church in the Altai (1904-1914)

Burkhanism, toleration and the Russian orthodox church in the Altai (1904-1914)

White James Matthew

Статья научная

This article details the rise of Burkhanism's popularity among the native peoples of the Altai and the reaction of the Russian Orthodox Church between 1904 and 1914. Burkhanism was a reform movement aimed at purging local shamanism of elements associated with the cult of the dead. The initial outbreak of Burkhanism provoked a violent reaction from local Russian settlers, one partially sponsored by local Orthodox churchmen: this was a departure from previous missionary strategies, characterised by their tolerant approach. This article seeks to understand why these churchmen broke with tradition and what methods they used between 1904 and 1914 to try and repress Burkhanism. Using the methods and vocabulary of ethnographical science, missionaries and priests attempted to stigmatise the movement as being pro-Japanese, violently anti-Russian, and a form of Buddhist proselytization. However, secular anthropologists argued the movement had only religious motives. The article conceptualises the shift from a tolerant to a coercive missionary strategy as a move from a ‘voluntarist' conception of religion, reliant on an individual's inviolable right to choose their faith, to a ‘confessional' one, where religious belonging was dependent on the requirements of the state.

Бесплатно

Descriptions of shamanism in the research works of N.N. Kharuzin and V.N. Kharuzina

Descriptions of shamanism in the research works of N.N. Kharuzin and V.N. Kharuzina

Khorina Veronika V.

Статья научная

Russian scholar Nikolay Kharuzin (1865-1900) and his sister Vera Kharuzina (1886-1931) were standing at the origins of the Russian Ethnography and its academic formation in the Russian universities. They collected a great ethnographic material about the peoples living on the territory of the Russian Empire such as the Votyaks, Yukaghirs, Tunguses, and Lapps. Summarizing this material and rethinking it theoretically, the Kharuzins noticed a crucial role of studying the religious beliefs of different peoples. Thus, one of the first research work by Nikolay Kharuzin was “About the noaidis among the ancient and modern Lapps” (1889) dedicated to description and analysis of the Lapp shamanism, and to comparison of the ancient and modern Lapps with the reasoning about the impact of Christianity on modern Russian Lapps. A particular attention to the shamanism was paid by Kharuzin in his course of lectures “Ethnography”, which was edited and printed after his death in 1905 by his sister Vera Kharuzina. She was interested in the history of religion and presented more theoretical view on the issues of shamanism in her own course of “Ethnography” (1909). V.N. Kharuzina emphasizes the role of individual qualities in shaman’s becoming and notes that social influence is reflected in actions, visions, and speeches of a shaman. This paper presents the analysis of descriptions and research of shamanism in the works of Nikolay and Vera Kharuzins.

Бесплатно

Methodological basis of the study of functioning of religion in society

Methodological basis of the study of functioning of religion in society

Bortnikova Olena G.

Статья научная

According to the global trends and in-depth study of their own religious identity and uniqueness, the importance of study of religion under a spatial perspective is important nowadays. The article analyses structural-functional and evolutionary approaches to dynamic study of the phenomenon of religion. Specifically, on base of generalization of a number of adopted theoretical and methodological approaches concerning the understanding of religion in society in the coordinates of philosophic discourse, the author proposed to construct a multi-methodological analysis tool aimed at detecting reception of the past in the present state of religious space. Religion acts as a social mechanism aimed to strengthen certain secular as well as sacred, the feeling among the faithful, as an integration of social groups. There is the possibility to identify structural levels of religion: sacred, confessional, and religious space, where each next higher form includes the previous one in “shot” form. The interpretation of religious space is synergistic in its nature and content because it provides a synthesis of scientific research on the use of key methodological constructs of its study. The author shows a basic possibility of application of schemes of spatial analysis of the functioning of religion in society.

Бесплатно

Агиограф монах Савва как участник иконоборческого спора

Агиограф монах Савва как участник иконоборческого спора

Изотова Ольга Николаевна

Статья научная

В статье проводится анализ теории изображений в житиях, написанных византийским писателем IX в. Саввой. Несмотря на то, что он не относится к основным участникам иконоборческого спора и не стремится создать трактат, подробно опровергающий иконоборческую доктрину, его произведения показывают, что Савва не просто следует учению VII Вселенского Собора об относительном поклонении и связи образа и первообразного, но и выстраивает свою концепцию образа. Он последовательно придерживается идеи об образе Бога-Отца в Сыне и образе Божием в человеке как основе иконы, что может указывать на особое значение этой темы для второго иконоборчества.

Бесплатно

Акциональный аспект инкультурации христианства в миссионерской деятельности римско-католической церкви

Акциональный аспект инкультурации христианства в миссионерской деятельности римско-католической церкви

Чирков Николай Викторович

Статья научная

В статье рассматривается акциональный аспект инкультурации христианства в миссионерской деятельности Римско-католической церкви, который имеет своей целью адаптацию католического богослужения и иных религиозных обрядов РКЦ среди нехристианских народов и культур. Акциональный аспект заключён в поиске новых форм выражения культово-обрядовой практики РКЦ и приспособления католического богослужения к культурным и религиозным реалиям христианизируемого народа. В первой части статьи представлено теоретическое обоснование акционального аспекта инкультурации христианства на основе анализа официальных постановлений II Ватиканского собора, а также энциклик и Апостольских обращений понтификов РКЦ. На основе анализа исторических и современных примеров инкультурации христианства в различных странах и культурах в практической части исследования представлена интерпретация полевого материала, собранного и обработанного в ходе проведения этнорелигиоведческих экспедиций в Китае, Бразилии и России (республике Саха). Если прежде процессу инкультурации христианства не уделялось значительного внимания, то сейчас данная тема начинает активно развиваться не только в церковных кругах, но также в академическом религиоведении и иных гуманитарных науках. Современные методы инкультурации христианства начинают активно реализовываться в миссионерской деятельности РКЦ и в России, в частности в Якутии. В инкультурации христианства появляются новые формы христианской проповеди, адаптированные к менталитету, культуре и религиозным верованиям якутов. Изучение акционального аспекта инкультурации христианства в этнические традиции и культуры народов открывает перед исследователем широкое поле в рамках религиоведческой компаративистики.

Бесплатно

Архаичные элементы в традиционных культах осетин

Архаичные элементы в традиционных культах осетин

Сидакова Марина Олеговна

Статья научная

В данной статье исследуются основные культы древне-осетинского пантеона, сформированного посредством слияния местных культов (часть из которых в той или иной степени имеют дозороастрийское иранское происхождение) с христианством и исламом. Элементы архаичной обрядности в традиционной духовной культуре осетин наблюдаются и в настоящее время. Древне-аланские культы делятся на общеаланские, племенные, общинные и семейно-родовые, последние из которых практически не изучены. Большинство из этих культов, трансформированных в той или иной степени под влиянием ислама и особенно христианства, представляют собой научный интерес как с точки зрения проблемы религиозного синкретизма в мировоззрении отдельного народа, так и с позиции религиозного синкретизма как общекультурного для народов Северного Кавказа феномена. Отделить иранские элементы от субстрата древней религии алан-осетин крайне трудно. Реконструкция отдельных её явлений (обрядов, культов) возможна, однако не всегда достоверна. Если местные религиозные образования в той или иной степени выявляются благодаря сравнительному анализу, то более архаичный скифо-сарматский компонент, по существу, невосстановим. Древнеаланская религия подверглась существенной трансформации, в частности под напором христианских и исламских миссий. Религия алан-осетин неотделима от христианства; ранняя просветительская деятельность византийских и грузинских миссионеров не дала серьёзных результатов, однако, существенно сказалась на процессе развития местных религиозных культов. Слившееся с архаичными культами христианство было по-своему воспринято и переосмыслено местным населением, образовавшим таким путём синкретическую религию, следы которой сохранились в бытовой культуре его потомков.

Бесплатно

Архетип нуминозности в контексте психоаналитической теории происхождения религии

Архетип нуминозности в контексте психоаналитической теории происхождения религии

Сторчак Владимир Михайлович

Статья научная

В статье рассматриваются теоретические вопросы происхождения и эволюции религии. Основное внимание уделяется сущностным характеристикам понятия К.Г. Юнга «архетип» («коллективное бессознательное»): проблемам его интерпретации и содержательным аспектам. В результате исследования были выделены следующие содержательные признаки архетипа: базисность и универсальность его происхождения и существования, структурообразующая направленность, всеобщность и индивидуальность, амбивалентная направленность, этическая нейтральность и т.д. Такого рода архетипическое начало психики человека определено как «естественный архетип» (ЕА). В процессе эволюции социальное развитие все дальше уводило первобытное мышление человека от его биологического начала, модифицируя указанную выше психическую функцию в рационализированные представления, где бывшие ранее психически заряженные «проекции» получали воображаемые очертания и содержания. Естественный архетип (ЕА) воплощается в новое качество своего существования, трансформированного эволюцией общественного сознания - модифицированный архетип (МА). В спроецированном виде архетипы выступают в следующих прообразах: архетип пола, корпоративный или идентификационный архетип, пространственный архетип и т.д. Существенное место в работе уделяется архетипу нуминозности, который, с точки зрения автора, является основной предпосылкой для появления религиозных идей и представлений. В статье проводится мысль о том, что причиной эволюции религии является диалектическое противоречие между естественным (ЕА) и модифицированным (МА) архетипами.

Бесплатно

Библиотека Императорского православного палестинского общества и её философская коллекция

Библиотека Императорского православного палестинского общества и её философская коллекция

Шахнович Марианна Михайловна, Чумакова Татьяна Витаутасовна, Терюкова Екатерина Александровна

Статья научная

Статья посвящена анализу коллекции философских изданий библиотеки Императорского православного палестинского общества, которая сформировалась из различных источников (частные библиотеки членов Палестинского общества, специальные закупки книг, заказы книжных вырезок и др.) в последней четверти XIX - начала ХХ в. Основную часть коллекции составляла палестиноведческая литература, книги по библеистике, но было также некоторое количество книг философского содержания. В результате проведённого анализа авторы делают вывод, что состав книжной коллекции не был случайным. Он должен был способствовать формированию определённого взгляда на философию и её роль в общественной и культурной жизни. Читателю библиотеки предлагался набор сочинений, который отражал определённый консервативный взгляд на современную культуру и должен был способствовать формированию философских предпочтений, связанных, прежде всего, с академической философией.

Бесплатно

Буддизм в Австралии

Буддизм в Австралии

Аюшеева Дулма Владимировна

Статья научная

Статья посвящена распространению буддизма в Австралии. Рассматриваются и характеризуются важные этапы в развитии буддизма, даётся анализ основных особенностей современного состояния буддизма в этой стране.

Бесплатно

В поисках "средоточно-коренного" момента религии. Некоторые аспекты философско-религиозного дискурса в работах духовно-академических авторов предреволюционного периода и методология их религиоведческого изучения

В поисках "средоточно-коренного" момента религии. Некоторые аспекты философско-религиозного дискурса в работах духовно-академических авторов предреволюционного периода и методология их религиоведческого изучения

Мезенцев Иван Валерьевич

Статья научная

Автор статьи говорит о необходимости изучения духовно-академической философии религии в дореволюционный период и предлагает особую методологию изучения богословских работ для выявления их небогословского содержания. В статье показано, что духовно-академические мыслители могли рассуждать о сущности религии, о дисциплинарных границах философии религии и её методологии с небогословских позиций. Автор статьи критикует популярное мнение о бесполезности изучения духовно-академического наследия для развития современного религиоведения. В массиве духовно-академической философии религии современный религиовед может обратить внимание на анализ метафизических оснований методологии, использование целостного подхода и принципа взаимодополнительности. Изучаемые мыслители стремились преодолеть методологическую и метафизическую однобокость в философии религии через синтезирование различных дискурсов. В работах духовно-академических мыслителей также можно обнаружить философский анализ различных концепций религии и типологию данных концепций, анализ критики религии; интерес к вопросам антропологии и психологии религиозного опыта; рассуждения о природной способности человека к формированию религиозного опыта; анализ взаимоотношения структурных компонентов религиозного опыта; попытки классифицировать религии и выявить типы религиозного мировоззрения; интерес к структуре и проблематике религиозно-метафизических построений; рассуждения о критериях подлинности и деструктивности религиозного опыта; попытки выяснить сущностное взаимоотношение религии и смежных регионов бытия. В духовно-академической литературе автор обнаруживает установки, методы и концептуальные выводы, сходные с теми, что имеются в академическом религиоведении наших дней.

Бесплатно

В.В. Струве как историк месопотамской религии. Часть 1

В.В. Струве как историк месопотамской религии. Часть 1

Емельянов Владимир Владимирович

Статья научная

В статье рассматриваются работы академика В.В. Струве, связанные с историей религии народов древней Месопотамии. В первой части анализируются статьи 1926 и 1932 гг., рассматриваются их клинописные источники и переводы текстов, делаются выводы об ассириологической квалификации Струве в 1920-1930-х гг. и о связи его теоретических построений с концепциями Э. Мейера и Н.Я. Марра.

Бесплатно

В.В. Струве как историк месопотамской религии. Часть 2

В.В. Струве как историк месопотамской религии. Часть 2

Емельянов Владимир Владимирович

Статья научная

В статье рассматриваются работы В.В. Струве 1940-1960-х гг. Если очерк вавилонской религии в учебнике 1941 г. связан с теорией формаций, то в поздних работах Струве отказывается от рассмотрения фактов с точки зрения какой-либо общей теории и углубляется в специальные вопросы шумерологии. В старошумерских текстах ему удаётся обнаружить гадательные практики и ритуал передачи собственности.

Бесплатно

В.Н. Харузина как историк религии

В.Н. Харузина как историк религии

Хорина Вероника Владимировна

Статья научная

В данной статье представлены описание и анализ исследовательских работ В.Н. Харузиной, освещающих вопросы истории религии: «Игрушки у малокультурных народов», «Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни», фундаментального труда «Этнография». В.Н. Харузина, получившая лишь гимназическое образование и не имевшая возможности обучаться в университете, благодаря неиссякаемому интересу к науке, обширным интересам и знаниям, стала первой женщиной-профессором этнографии в России. Обширный материал, собранный ею во время самостоятельных и совместных с братьями поездок, нашёл своё выражение в многочисленных очерках, посвящённых этнографическому описанию быта, духовной и материальной культуры народов. Будучи в первую очередь этнографом, В.Н. Харузина не только обобщает и теоретически осмысляет собственный накопленный материал, полученный в ходе экспедиций, но и одной из первых в отечественной науке обращается к общим вопросам истории религии, рассматривая проблемы определения религии, а также использования более узких терминов, таких как фетишизм, тотемизм и анимизм. Знакомство с исследованиями Дж. Фрейзера, М. Мюллера, Ш. де ля Соссе, Э. Тайлора и других учёных, которые внесли вклад в становление «науки о религии», позволило В.Н. Харузиной в ходе своей преподавательской и научной деятельности заложить основы отечественного изучения религии. Статья затрагивает не только вопросы научной деятельности В.Н. Харузиной, но и освещает на основании источников период становления её личности, формирования научных и исследовательских интересов.

Бесплатно

Вероисповедная политика советского государства и мусульмане Дагестанской АССР в новых условиях послевоенного времени (1950-1965 годы)

Вероисповедная политика советского государства и мусульмане Дагестанской АССР в новых условиях послевоенного времени (1950-1965 годы)

Халидова Ольга Борисовна

Статья научная

Статья посвящена политике официальных властей в послевоенный период в религиозной сфере и отражение её на исламской религии, мусульманских верующих и духовенства в Дагестанской АССР. Либерализация религиозной политики послевоенного периода создала благоприятные условия для существования в Дагестане мусульманских религиозных объединений в послевоенный период. Относительно стабильные государственно-религиозные отношения после окончания Великой Отечественной войны к концу 1950-х годов подошли к новой черте, характеризующейся нагнетанием антирелигиозных настроений. Данный курс был продиктован не только религиозной активностью населения страны, но и изменением политического сознания во властных структурах. Автор также затрагивает роль мусульманского духовенства во внешней политике СССР. На фоне позитивных изменений исламской жизни советских верующих освещаются трансформационные процессы, связанные с попыткой всё «исламское» заменить на светское. Однако степень религиозности населения в республике сохранялась, что демонстрируется статистическим материалом. Автор на основе анализа архивных документов детально анализирует особенности государственно-конфессиональных отношений в 1950-1965 годы в Дагестанской АССР и приходит к выводу о том, что политика властных структур в отношении духовенства и религии в целом была целенаправленной и гибкой.

Бесплатно

Визуальный аспект инкультурации христианства в миссионерской деятельности римско-католической церкви: культурные трансформации

Визуальный аспект инкультурации христианства в миссионерской деятельности римско-католической церкви: культурные трансформации

Чирков Николай Викторович

Статья научная

В статье рассматривается визуальный аспект инкультурации христианства в миссионерской деятельности Римско-католической церкви, а также культурные трансформации, вызванные данным процессом. Культурные трансформации, обнаруживающиеся в процессе инкультурации христианства в этнические культуры, происходят как в католической церкви, так и в локальных культурах. Данные изменения находят выражение в синтезе элементов традиционной культуры и религиозных верований с католической верой и культурой, прежде всего - в изобразительном искусстве. Большая часть исследования основана на анализе материалов фондов Этнологического миссионерского музея Колле Дон Боско, располагающего в Кастельнуово-Дон-Боско, в регионе Пьемонт ( итал. Musseo Missionario Don Bosco, Castelnuovo Don Bosco).

Бесплатно

Журнал